Различие между протоколом и постановлением о нарушении ПДД

Столкнуться с инспектором ГИБДД может каждый водитель. Как свидетельствует юридическая практика значительная часть протоколов и постановлений про нарушение ПДД составляется незаконно или с нарушениями. Поэтому автолюбители должны знать, как должно происходить составление протокола, постановления о нарушении ПДД, информацию, которая должна быть в них указана, а также возможность их обжалования.

Законодательные акты, регулирующие порядок привлечения к административной ответственности

Перед тем как детально рассмотреть вопрос, чем отличается протокол от постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение ПДД, нужно детально разобраться какими нормативными актами регулируется данные правоотношения.

Нарушение правил движения относится к административным проступкам. Если в ходе таких деяний люди получают телесные повреждения (средние или тяжкие) либо лишаются жизни, тогда это уже уголовное правонарушение, и водители привлекаются к этой ответственности.

Порядок составления протокола, вынесения постановления, а также наложения административных взысканий (штрафов, лишения прав) регламентируется только Кодексом РФ об административных правонарушениях (КОАП).

Перечень неправомерных деяний, за которые можно привлечь к вышеуказанной ответственности, указан в Правилах дорожного движения, и отдельных статьях КОАП.

Порядок составления протокола

Штрафы и другие взыскания за нарушения указаны только в статьях КОАП.

Поэтому при составлении протокола, постановления об административном наказании, все должностные лица должны придерживаться только норм КОАП.

Последний момент, на который нужно обратить внимание, это на то, что правовые нормы КОАП предусматривают за отдельные виды правонарушений составление постановления без протокола (дела особой категории).

Важно знать, что КОАП также содержит исключительный перечень должностных лиц, которые имеют право составлять протокола и выносить постановления о взыскании. Несоблюдение этих норм, влечет за собой недействительность протокола и постановления.

к содержанию ↑

Порядок составления протокола

Согласно норм действующего законодательства при выявлении какого – либо нарушения ПДД, инспектор обязан начать административное производство (за исключением ситуаций когда составляется электронный протокол ГИБДД).

То есть он останавливает водителя, разъясняет суть нарушения, и возбуждает административное производство.

Согласно последним изменениям его возбуждение начинается двумя документами.

  1. Схемой осмотра места происшествия. Эта норма была принята в 2017 году, и пока не часто используется в практической деятельности сотрудниками ГИБДД.
  2. Протокол об административном правонарушении. Во всех случаях это документы строгой отчетности, которые имеют персональные номера. Изготавливаются на специальных бланках, и выдаются сотрудникам под роспись.

Порядок составления протокола, информация, которая должна быть в нем отражена, регламентируется статьей 28.2 КОАП.

Порядок вынесения протокола

Порядок вынесения протокола

Согласно данной норме в протоколе должна быть отражена следующая информация (статья 28.1.1):

  • дата, время, населенный пункт или иная территория (например, такой-то километр трассы);
  • далее указываются данные должностного лица, которое его составляет (например, инспектор ГИБДД, звание, Ф.И.О., номер нагрудного жетона);
  • затем идут полные анкетные данные, место жительства, водителя, на которого хотят составить этот документ;
  • ниже идет фабула правонарушения, то есть указываются пункты ПДД, которые нарушены, детальные действия автолюбителя, что привели к этим последствиям, описание дороги, знаков, препятствий (дорожной обстановки);
  • ниже идет графа, где автолюбитель должен написать свои детальные объяснения, а также указать, согласен он или нет с нарушением;
  • далее идут графы, куда вписываются свидетели (как стороны сотрудников ГИБДД, так и со стороны водителя);
  • затем идет отдельная графа, в которой указываются технические характеристики прибора, с помощью которого было выявлено правонарушение (его номер, показания, сертификация);
  • перечень прилагаемых документов (схемы, объяснения);
  • последняя графа отведена для подписи сотрудника, составившего протокол, и подписи нарушителя.

После этого у должностного лица, которое уполномочено выносить постановления о привлечении к административной ответственности есть определенный срок между протоколом и постановлением о привлечении к штрафу (об этом будет рассказано ниже).

То есть составление протокола в данной категории дел выполняет две функции. Первая, это начало административного производства. Вторая, это фиксация всех обстоятельств произошедшего.

Исходя из этого, действующим законодательством запрещено выносить протокол после постановления.

Нужно запомнить, что согласно юридической практики Верховного Суда РФ, отличие протокола от постановления об административном правонарушении состоит в том, что первый документ нельзя обжаловать в суде, поскольку он только фиксирует факты, и не является основанием для привлечения лица к ответственности.

Важно запомнить, что если в постановлении не указан протокол (его номер, дата) а также другие собранные доказательства, оно является незаконным, поскольку вынесено без какой-либо проверки обстоятельств. Это основание для его отмены судом или вышестоящим органом ГИБДД.

к содержанию ↑

Порядок составления постановления

Порядок составления постановления о привлечении к ответственности (административной), а также информация, которая должна в нем содержаться, регулируется нормами статьи 28 КОАП.

Согласно ее требованиям, в постановлении указываются следующие данные:

  • дата, населенный пункт, где оно вынесено;
  • данные должностного лица (звание, Ф.И.О., должность);
  • полные анкетные данные виновного, нормы ПДД и КОАП по которым он привлекается к ответственности;
  • фабула совершенного правонарушения;
  • чем оно подтверждается ссылки на доказательства;
  • резолютивная часть, где указывается, что на основании собранных материалов нарушителю необходимо вынести штраф на основании таких-то статей КОАП.

Исходя из этого, данный документ является правовым основанием назначения административного взыскания (штрафа), и его выполнения нарушителем.

к содержанию ↑

Кто может выносить постановления

Теперь рассмотрим вопрос, кто из должностных лиц имеет право выносить постановление, которое является основанием для привлечения человека к административной ответственности.

Согласно КОАП, вынести постановление могут следующие должностные лица:

  • уполномоченные инспекторы ГИБДД;
  • судьи.

Если данный документ составлен инспектором ГИБДД, тогда у водителя есть 10 дней (с момента получения копии постановления) на его оспаривание. Подать жалобу можно вышестоящему руководителю, либо в административный суд. Процесс обжалования приостанавливает действие постановления, поэтому пока он идет, штраф платить не нужно.

Если оно вынесено судьей, тогда обжаловать такое решение можно только в апелляционную судебную инстанцию, а затем кассацию (если апелляция оставила постановление в силе).

Возможность обжалования тоже является отличием постановления от протокола ГИБДД.

Важно запомнить, что если протокол составлен после постановления, это является нарушением административного законодательства, и юридическими основаниями для прекращения административного производства без привлечения водителя к ответственности.

к содержанию ↑

Различие протокола и постановления

Теперь перейдем к рассмотрению разницы между протоколом и постановлением ГИБДД (суда).

О некоторых существенных моментах отличия протокола и постановления было рассказано выше.

С юридической стороны эти два документа имеют следующие отличия:

Протокол Постановление
Протокол является только доказательством правонарушения (его фиксацией), при этом он не носит силу обязательного документа, который должен быть принят во внимание в определении виновности правонарушителя. Этот документ выносится на основании собранных доказательств (протокола, схемы, объяснений лиц и рапортов инспекторов ГИБДД)
Протокол не может оспариваться в судебном порядк. Постановление может обжаловаться в судебном и ином порядке.
Имеют право составлять любые должностные лица ГИБДД Выносить постановление может только должностное лицо, наделенное особыми полномочиями.
Не является основанием виновности лица. Постановление вывод о виновности лица, и основание для наложения на него взыскания.
Внем нельзя называть водителя виновным. Постановление это документ, обязательный к выполнению, который имеет силу исполнительного листа (основание к принудительному взысканию штрафа судебными приставами).

Вот чем отличается протокол от постановления ГИБДД или суда.

к содержанию ↑

Сроки привлечения к административной ответственности

Теперь рассмотрим существующие сроки постановления после протокола (в течение которых оно может быть вынесено).

КОАП четко указывает, что если правонарушение очевидное, и протокол составлен лицом, которое имеет право выносить постановление о наложении штрафа, оно должно быть вынесено в течении нескольких часов после возбуждения административного производства (на месте).

Если ситуация требует дополнительной проверки, либо автолюбитель полностью не согласен с трактовкой ситуации инспекторов, постановление может быть вынесено в течении трех дней с момента составления протокола.

Если эти сроки не будут соблюдены, значит, лицо нельзя привлечь к ответственности за правонарушение.

В случаях, когда правонарушение рассматривается судом, то административное дело в отношении виновного должно быть передано в данный орган в течении одного месяца, с дня составления протокола. А суд должен выдать постановление в течении трех месяцев, с дня фиксации (составления протокола или осмотра места происшествия).

Несоблюдение таких сроков, приводит к тому, что водителя признают невиновным, в связи с тем, что сроки давности привлечения к административной ответственности прошли.

Если оспаривается постановление должностного лица ГИБДД, тогда у суда есть один месяц на вынесение решения (отмена постановления или оставления его в силе). У апелляции (если заявитель не согласен с решением суда первой инстанции) также есть месяц для рассмотрения соответствующей жалобы. Но до момента вынесения решения судом, лицо не считается виновным в совершении административного правонарушения.

к содержанию ↑

Дела особой категории

Как было указано выше, КОАП предусмотрены дела особой категории, которые допускают возможность составления постановления без протокола. В таком случае основанием для возбуждения административного дела будет протокол осмотра, или схема правонарушения.

Закон допускает такие действия только в двух исключительных случаях.

  1. При случаях, когда нормами КОАП прямо предусмотрена возможность вынесения решения (составление постановления) о наложении штрафа на месте. Но так можно поступать только в тех случаях, когда водитель полностью признает свою вину и согласен с нарушением и штрафом. Обязательным условием является полное признание своей вины водителем.
  2. Если нарушение зафиксировано камерой видеофиксации, установленной государственными (муниципальными) органами для контроля дорожного движения. В таком случае все фиксируется на так называемый электронный протокол, выносится постановление, которое направляется нарушителю почтой.

Во всех остальных случаях сначала составляется протокол (осмотр места происшествия) а только после проверки всех фактов и обстоятельств выносится мотивированное постановление о привлечении к административной ответственности.

Главное различие протокола и постановления о привлечении к административной ответственности состоит в том, что первый документ это фиксация факта нарушения, и начало административного производства (его нельзя оспорить в суде). Постановление это документ, который подтверждает факт виновности лица в административном правонарушении, и является правовым основанием привлечения его к ответственности, которое можно оспаривать в суде.

Видео:

Видео:

Видео:

Видео:

Видео:

Видео:

Опубликовано: 18.01.2018
Главная » Правовые вопросы » Нарушение ПДД » Различие между протоколом и постановлением о нарушении ПДД
Похожие статьи
Показать ещё
Добавить комментарий
[block id="6"]
© 2014-2024 Driving24.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей своими руками.
Все права защищены и охраняются законом об авторских и смежных правах. Копирование материалов сайта возможно без предварительного согласования в случае установки активной индексируемой ссылки на наш сайт.
Adblock
detector