Кардан-передача один из самых старых элементов конструкции автомобильной техники. Данный тип соединений был придуман итальянскими строителями еще в веке 14-15, и спустя столетие был описан инженером Джироламо Кардано, получив конкретное название. До сих пор карданный вал один из самых недорогих, но эффективных способов передать крутящий момент между несоосными агрегатами, и логично, что на заре автомобилестроения именно его использовали в трансмиссиях первых моделей.
к содержанию ↑Плюсы карданных передач
Главное достоинство карданных валов, это простота, следовательно, дешевизна конструкции в сочетании с хорошей работоспособностью. Стоит также отметить высокую ремонтопригодность данного узла – практически любой компонент – шарнир, фланец, вилка и даже трубы и шлицевые можно заменить (даже на,так называемых необслуживаемых версиях), а в ряде случаев восстановить. Однако восстановлением сегодня мало кто занимается. Во-первых, это достаточно сложный и трудоемкий процесс, отнимающий немало времени, и не исключающий необходимость тщательной балансировки.
Во-вторых, основные цены на карданные валы и их компоненты, вполне доступны, а современная логистика достаточно развита, чтобы купить и получить вал в кратчайшие сроки. К тому же, уже давно нет того дефицита, что наблюдался пару десятков лет назад. Убедиться в этом можно на примере каталога нашей фирмы где представлены практически все актуальные типоразмеры для отечественных автомобилей и немало вариантов для зарубежных.
к содержанию ↑Слабые стороны кардан-соединения
Основной минус карданных валов происходит из их конструкции. Дело в том, что передача крутящего момента лишь тогда происходит без проблем и задержек, если угол сопряжения не превышает 25О. При большем угле напряжение будет чрезмерным, что приводит не только к сложностям функционала, но и риску повреждений. Кроме того следует назвать и другие негативные моменты:
- Открытость кардан-передач способствует коррозийному разрушению и повышает риск механических повреждений
- Большое количество деталей, многие из которых подвижны, гарантирует существенное трение и рабочий износ
- На грузовиках это усугубляется необходимостью большого тягового усилия, что оборачивается постепенной деформацией деталей
Но при всем этом карданный вал остается одной из неотъемлемых составляющих автомобиля. Как потому, что его достоинства в целом все же выигрывают у недостатков, так и по причине отсутствия в данный момент внятной альтернативы…