Крымский мост стал особой гордостью России. Эта скоростная магистраль, безусловно, самый абмициозный проект за всю историю существования полуострова. Но как появлялись дороги в Крыму несколько веков назад? И какие автомобили разъезжали по местным трассам?
Информационный спонсор статьи — усадьба «Рыбацкий хутор». Здесь, в укромном крымском уголке, есть все для прекрасного отдыха и полноценного погружения в состояние единения с природой. От конных прогулок до рыбалки на горном озере: в «Рыбацком хуторе» всегда есть чем заняться. При этом аренда домиков доступна, цены демократичны.
Первые попытки организовать автомобильное сообщение
К концу 19 века Крым стал весьма популярным туристическим регионом. Возникла потребность в полноценном автомобильном сообщении между городами. Первое документальное свидетельство о попытках его организации датировано 1895 годом. «Техническо-торговый дом Еленковского» написал заявление на имя губернатора с прошением о создании условий для движения пассажиров и багажа от Ялты к Севастополю через Симферополь. Речь шла о самодвижущихся экипажах — дилижансах с керосиновыми двигателями. На балансе «Техническо-торгового дома» был соответствующий транспорт — купленный в Париже восьмиместный экипаж под названием «Боец №1». Мобильный, с задним ходом — транпорт был вершиной технического оснащения тех лет. При этом передвигался со скоростью 16 верст в час, и даже гипотетически не мог бы помешать гужевым повозкам.
Однако губернатор Тавриды положительного решения не принял — самодвижущиеся экипажи вызывали опасения руководства. Впрочем, отказа тоже не было: прошение передали на рассмотрение в Министерство внутренних дел, где документ так и остался необработанным. В 1895 году в Крыму не появилось ни новых дорог, ни нового транспорта.
Но говорить о том, что к 1895 году на территории полуострова были одни лишь «направления», а не дороги, неверно. На самом деле уже тогда существовало шоссе. Конечно, это были не современные трассы, а так называемый грунтовой тракт — то есть дорога, укрепленная слоем щебня.
Активное строительство дорог пришлось на 60-е годы 19 века. Именно в этот период был построен участок Симферополь-Севастополь, а также южнобережное шоссе. Позже к карте дорог присоединились Феодосия, Перекоп, Евпатория.
к содержанию ↑Как велось строительство
Дорога формировалась с помощью специального грейдера, который был запряжен 8-кой лошадей. Инструмент профилировал усчасток так, чтобы по краям образовывались специальные канавы — в них должна была стекать вода. Обязательно устанавливались указатели, были блок-посты, колодцы, где можно напоить лошадей, и станции, где можно остаться на ночлег и перекусить. Такой формат был актуален с екатерининского периода вплоть до появления первых автомобилей.
Кстати, первый полноценный автомобиль появился в Крыму в 1901 году. Тогда венгерский инженер по имени Геза Ковач путешествовал по миру на своем «самобеглом экипаже», который развивал скорость до 50 верст в час, и был отлично адаптирован к достаточно сложным условиям российского юга. Примечательно, что появление первого авто на полуострове связано и с первым ДТП. В районе Гурзуфа автомобиль Ковача испугал лошадь, которая от страха бросилась в кювет и перевернула повозку. На место аварии прибыли полицейские, составили протокол, и выписали водителю-инженеру штраф на 120 рублей.