- Что должны знать водители в РФ?
- Допустимые повреждения дорожного полотна
- Когда поможет страховая?
- Как получить выплаты от страховщиков
- Как действовать, попав в яму?
- Поиск свидетелей
- Фото и видеофиксация
- Подготовка доказательств
- Вызов автоинспекции
- Связь с дорожниками
- Оценка ущерба транспорту
- Как урегулировать ситуацию без суда?
- Судебная практика
- Направление иска в судебные инстанции
Последствия для автомобилистов, если автомобиль попал в яму, бывают неприятными. Вообще дороги в нашей стране всегда были не лучшего качества, поэтому автовладельцы ежедневно попадают в ямы. Подвеска получает ущерб и раньше времени изнашивается. Можно ли взыскать материальный ущерб, если транспортное средство сломается из-за ямы? Также многие интересуются, что будет, если при объезде ям машину заметят ГИБДД или странные маневры зафиксирует камера видеонаблюдения и по почте впоследствии придет штраф?
к содержанию ↑Что должны знать водители в РФ?
Независимо от постоянно поступающих от водителей жалоб на качество дорог в РФ, отвечающие за них службы не торопятся принимать меры. Разумеется, при езде по плохим дорогам автомобилисты должны быть осторожны. Приходится ездить на малой скорости и следить за ямами, стараясь их объезжать. Только в плотном потоке движения, особенно в час пик, это бывает невозможно.
Нетрудно предсказать итог попадания колес в глубокую яму с острыми краями:
- погнется или треснет колесный диск;
- пострадает подвеска;
- испортится резина;
- деформируется полуось;
- выйдет из строя шаровая;
- порвется сайлентблок.
Ущерб может исчисляться тысячами рублей, в зависимости от стоимости запчастей для ремонта. Многие не знают, но если вы попали в яму на дороге и транспортное средство получило ущерб, вы можете получить компенсацию – это совершенно законно. Главное построить эффективную линию защиты.
Попадая в яму на дороге, обращайтесь в страховую фирму с заявлением или направляйте его в суд. Разумеется, процедура запутанная и сложная, но без этого на компенсацию материального ущерба можно не рассчитывать.
Допустимые повреждения дорожного полотна
В России действуют определенные допустимые дорожные дефекты, которые регламентированы нормативами. Существует даже особый ГОСТ, отражающий ключевые моменты. В частности, в документе содержится информация о допустимом характере ям на дороге:
- предельно допустимая длина углубления на дороге – 15 см;
- ширина не более 60 см;
- глубина в пределах 5 см.
Если яма на дороге превышает эти размеры, дорожники обязаны за 5-10 дней исправить ситуацию. Длительность ремонта зависит от загруженности участка и его важности для городского трафика.
Согласно законодательным нормам, гололед тоже является нарушением требований ГОСТов. Несоответствие обязаны устранять за несколько часов после его обнаружения и подачи жалобы автомобилистами.
к содержанию ↑Отдельно нужно сказать про крышки канализационных ям. Согласно законодательству, поврежденные люки должны менять за три часа после поступления жалобы.
Когда поможет страховая?
Знание ГОСТов полезно при защите прав автомобилистов. У автовладельцев есть законное право обращаться к страховщикам или в судебные органы с заявлением, оказываясь в следующих ситуациях:
- вы попали на дороге в яму, которая превышает вышеперечисленные параметры ГОСТ;
- вы наткнулись на рельсу, которая торчит выше 2 см над дорогой;
- вы не смогли проехать по участку дороге спустя 6 часов после прошедшего снегопада.
Как получить выплаты от страховщиков
Автомобилисты должны разбираться с обязательствами страховых компаний перед клиентами, чтобы своевременно получать положенные компенсации наносимого транспорту ущерба. Вспомним для начала, как определяется ДТП. Дорожно-транспортным происшествием называют ситуацию, при которой транспорт получает повреждение, страдают люди или наносится иной материальный ущерб владельцу машины.
Следовательно, если ваше транспортное средство попадает в яму на дороге и получает какие-либо повреждения, это страховой случай. Получить компенсацию вы сможете по полису КАСКО или ОСАГО. Оформляется ДТП после вызова ГИБДД на место происшествия, а также должен прибыть сотрудник страховой фирмы. После получения документации об аварии автовладельцу нужно отправиться в офис страхователя и подать заявление на получение компенсации. Желательно иметь свидетелей, которые подтвердят ситуацию.
После этого к виновнику ДТП, будь то местная администрация или дорожники, обратится представитель страховой компании. Это не должно заботить законопослушного автомобилиста. Если будете делать все правильно, удастся заключить мировое соглашение, при которой обе стороны будут вы выигрыше. В некоторых случаях после попадания в яму на дороге возместить ущерб удается только через суд.
к содержанию ↑Как действовать, попав в яму?
Для того, чтобы получить страховые выплаты после повреждения подвески из-за выбоин на дороге, необходимо действовать по проверенной и отработанной инструкции. Запомните алгоритм действий – он вероятно вам еще пригодится, если вы часто и много ездите по российским дорогам.
к содержанию ↑Поиск свидетелей
Если вы попали в яму на дороге и в результате происшествия нет пострадавших, ищите доказательства того, что виноваты в этом дорожно-коммунальные службы. Для этого нужны свидетели происшествия, которые помогут доказать вину организации, сотрудники которой обязаны обслуживать конкретный участок дороги.
Очевидцы обрисуют картину ситуации и подтвердят, с какой скоростью ехало транспортное средство и факт соблюдения правил дорожного движения. Также иногда есть особые обстоятельства попадания в яму.
Таким образом, после происшествия осмотрите окружающую территорию и найдите людей, которые видели, как колеса авто попали в выбоину. Это могут быть прохожие, работники рядом стоящих киосков и водители других машин.
Если очевидцев не найдете, разыщите людей, которые подтвердят последствия попадания вашей машины в яму на дорожном полотне. При судебном разбирательстве хватит показаний людей, чтобы доказать вину коммунальщиков в происшествии и повреждении подвески транспортного средства.
к содержанию ↑Советуем к ознакомлению статью, посвященную изменениям с 1 января 2018 года, касающихся автомобилистов.
Фото и видеофиксация
У вас наверняка есть телефон с видеокамерой, с помощью которого нужно провести фиксацию места происшествия. Проблем с этим обычно не возникает. Практика показывает, что четкие фото и подробное видео повышают шансы на успех в суде в делах, связанных с компенсацией материального вреда после попадания в яму.
Не ограничивайтесь 1-2 фотоснимками. Нужно заснять все повреждения и окружающие объекты. На фото должно быть видно место аварии, машина снята со всех стороны. Представители страховой фирмы и судьи должны быть точно осведомлены и иметь подробную информацию об обстоятельствах происшествия.
Фотосъемка поможет привязать транспорт к конкретной местности, и вы таким образом докажете, что ситуация произошла на определенном отрезке улицы. Фото, сделанное со средней дистанции, позволит определить длину тормозного пути и уровень опасности, наличие знаков и других предметов, повлиявших на ситуацию. И кстати, чтобы избежать админ. ответственности, перед проведением фотосъемки выставьте знак аварийной остановки.
Узнайте, как направить заявление и фото в ГИБДД в электронном виде.
к содержанию ↑Подготовка доказательств
Важнейшую роль в возмещении ущерба после попадания в яму на дороге играет подготовка доказательной базы. Судебная практика подтверждает, что плохое состояние дорог не гарантирует получение материальных компенсаций за ущерб, полученный автомобильной подвеской. Если автомобилиста обвинят в несоблюдении ПДД (скоростной режим, требования знаков и пр.) по закону ему никто ничего не должен – учтите это!
Наличие реальных доказательств повысит ваши шансы подтвердить, что вы выполнили все действия для исключения ДТП (мы говорим о попадании колес в яму с последствиями для вашего личного транспорта). Главное доказать, что у вас не было реальной возможности заранее увидеть повреждение на дороге и избежать въезд в выбоину.
Благоприятным фактором для того, кто стремится взыскать компенсацию, будет дождь. После него ямы на дороге всегда скрыты и обнаружить их даже при движении на малой скорости невозможно. В такую погоду и происходит больше всего наездов в выбоины, которые приводят к поломкам и повреждениям автотранспортных средств.
Вызов автоинспекции
Подобно другим ДТП, попадание в яму на дороге с повреждением подвески должно регистрироваться автоинспекторами. Главное не откладывайте звонок в ГИБДД, а делайте это сразу, как только выявите проблему.
Времени с момента вызова инспекторов и до их прибытия вам хватит для сбора доказательств и поиска очевидцев происшествия. Обязательно запишите куда-нибудь должность автоинспектора и его ФИО. Если вы будете недовольны его работой, так вы сможете пожаловаться на сотрудника вышестоящему руководству или в прокуратуру.
Согласно законодательным требованиям перед составлением схемы происшествия вы не должны покидать место его совершения. Готовый документ также должны подписать очевидцы.
Когда инспектор будет составлять протокол, он может отметить, что водитель не следит за дорожной обстановкой и нарушил установленный скоростной режим. Не подписывайте такой документ и не соглашайтесь на уговоры. В противном случае, в объяснении обязательно отметьте, что выбоина или иное препятствие возникло внезапно и вы не смогли избежать наезда на него.
В реальной жизни зачастую встречаются ситуации, когда сотрудник ДПС при составлении документа указывает, что автомобилист нарушил правила и ехал с нарушением скоростного режима на конкретном дорожном участке. Такое постановление вы имеете право оспорить в ближайшие десять дней в вышестоящем руководстве или через суд. В заявлении укажите, что обвинение необоснованно. В качестве подтверждения используйте собранные доказательства и свидетелей.
к содержанию ↑Связь с дорожниками
Настало время обращаться к коммунальщикам, которые контролируют конкретный участок дороги. Для подготовки и подачи заявления о возвещении ущерба определите виновника происшествия. Найдите дорожную службу, отвечающую за конкретный отрезок улицы или трассы.
Наберите номер местного ГИБДД и попросите предоставить сведения об организации, несущей ответственность. Если установить виновника самостоятельно не удастся, обращайтесь в районную или городскую администрацию. На сторону ответчика зачастую становятся разные компании, поэтому ситуация может осложниться.
к содержанию ↑Оценка ущерба транспорту
Попадая в аварию на дороге по причине ямы или выбоины на дороге, или же из-за некачественного дорожного полотна, вам не обойтись без оценки нанесенного автомобилю ущерба.
Вызовите независимых экспертов, которые занимаются оцениванием материального вреда при ДТП. Нужно также оповестить дорожников о предстоящий оценке – для этого на юридический адрес компании отправьте телеграмму с уведомлением о получении. В идеале нужно лично передать уведомление об экспертизе в офис компании и получить отметку, что документ реально был принят.
Если же из-за выбоины деформировался диск или пострадала резина, независимый эксперт не потребуется. Для получения материальной компенсации этого ущерба хватит справки от ГИБДД, в которой будет перечислен причиненный ущерб.
Когда оценкой занимаются независимые специалисты, коммунальная служба должна подписаться в акте. Это докажет, что их представители присутствовали на осмотре и согласны с заявленными повреждениями.
к содержанию ↑Как урегулировать ситуацию без суда?
При грамотном подходе в определенных ситуациях возможно досудебное урегулирование. Так называют процедуру, которая проводится после независимой оценки ущерба, нанесенного транспортному средству после попадания в выбоину или наезде на другое препятствие на дороге. При желании вы можете подготовить и подать иск в суд, не пытаясь урегулировать все мирно.
Работать над достижением мирного соглашения рекомендовано, когда автомобиль получает незначительный ущерб. При этом коммунальщикам будет проще урегулировать все, не доводя до суда, чем впоследствии выплачивать всяческие издержки. Если ответчик не захочет платить по счетам, придется доводить дело до суда – это неизбежно.
к содержанию ↑Судебная практика
Уникальный процесс завершился в областном арбитражном суде. Отношения выясняли Череповецкий отдел Госавтоинспекции и коммунальное предприятие «Спецавтотранс». Первая организация защищала интересы трех автовладельцев, которые в апреле повредили свои машины в не залатанной своевременно дорожной яме. Коммунальщики доказывали, что они в этом не виноваты, и наложенный на компанию штраф подлежит отмене. 6 апреля этого года на ул. Маяковского рядом с заправочной станцией в яме последовательно оказались три иномарки: «Мерседес-Е200», «Сузуки-Лиана» и «Киа». Вовремя заметить дефект дорожного покрытия водители не могли: в этот день обильно таял снег, проезжая часть представляла собой сплошное «мокрое место». Размеры же ямы превышали все допустимые нормативы: глубина — 21 см, ширина — 2,1 м, длина — 3 м.
У всех трех иномарок разбиты дорогостоящие бамперы, были получены другие повреждения.Двое из потерпевших написали заявления в отдел ГИБДД с требованием привлечь к ответственности предприятие «Спецавтотранс», которое отвечает за содержание злополучного участка дороги. Сотрудники автоинспекции выписали коммунальной организации штраф — 20 тыс. рублей. С делом стал разбираться недавно назначенный руководитель САТа Виктор Токарев, который сменил в директорском кресле прежнего начальника — Александра Хилова. Никаких промахов в работе Виктор Токарев не признал и мотивировал это так: САТ не имеет обязательств ремонтировать дорожное покрытие. Проводить ямочный ремонт на этом участке должно ЗАО «Череповецдорстрой», с которым департамент ЖКХ заключил соответствующий контракт. САТ же на самом деле отвечает за ул. Маяковского, но выполняет здесь только такие работы, как поливка, уборка мусора, ремонт ограждений и т.п.Есть, впрочем, одно но: и 6 апреля, и в течение последующих дней ямочный ремонт был просто невозможен. Класть асфальт пришлось бы не просто поверх лужи, а поверх настоящего моря — вспомним размеры ямы. Но что мешало выставить предупреждающие знаки или просто завалить яму гравием?
По мнению ГИБДД, это прямая обязанность САТа. Однако САТ посчитал иначе и решил разобраться с проблемой в судебном порядке.Областной арбитраж вины компании не усмотрел и наложенный штраф отменил. При этом не стал выяснять, кто же все-таки виноват в случившемся. Юридически правильность такого решения не вызывает сомнений. Однако есть тут и своя подоплека. САТ работает на основании контракта с департаментом ЖКХ. В этом контракте есть полный список объектов и список работ на этих объектах. Однако в документе никак не отражена ответственность предприятия за безопасность движения на обслуживаемом участке дороги. И соответствующие работы (скажем, установка дорожных знаков в опасных местах) в список также не включены. При этом еще один контракт — с ЗАО «Череповецдорстрой» — предусматривает только сезонные ямочные ремонты: здесь, по сути, и речи не идет о постоянном обслуживании дороги.
Итог прост: любая яма на улице, которую обслуживает САТ, на деле проблемой САТа не является. А владельцы изувеченных иномарок не увидят ни копейки компенсации за побитые машины.
к содержанию ↑Направление иска в судебные инстанции
Если автомобилисту и компании, которая обслуживает конкретный участок дороги, не удается мирно урегулировать проблемы, нужно подавать иск в суд. Происходит это по месту юридической регистрации виновника ДТП. Когда ответчика представляет несколько компаний, автовладельцу нужно выбрать одну из них для подачи на ее адрес иска в суд.
Перед подачей заявления необходимо выяснить размер госпошлины, которая отличается в зависимости от количества ответчиков и региона, в котором произошло происшествие. Если у собственника машины, попавшей в яму на дороге, нет соответствующего опыта в решении подобных вопросов и подготовки исков, лучше обратиться за юридической поддержкой к профессионалам.