О чем говорит щелочное число моторного масла?

Содержание статьи

Автомобильные моторные масла обладают рядом технических параметров, от которых зависят свойства смазочных жидкостей. Одним из таких параметров является щелочное число масла, но на что он влияет и от чего зависит знают не многие автовладельцы.

Чтобы понять, как на двигатель влияет щелочное число моторного масла, нужно разобраться в химических процессах, которые протекают в системе смазки двигателя, а также определить главные характеристики щелочного числа, единицы его измерения и способы проверки данного параметра.

к содержанию ↑

Назначение и принцип действия щелочных присадок

Масла с разными щелочными свойствами

Масла с разными щелочными свойствами

Базовое минеральное масло, проходящее очищающий процесс – это химически нейтральное вещество. При работе мотора сгорание топлива стимулирует появление кислот, которые оседают на металлических поверхностях. Между ними и маслом возникает химическая реакция, провоцирующая коррозию и сокращающая срок службы силового агрегата. В связи с этим кислотные соединения должны нейтрализоваться. Из курса химии вам должно быть известно, что кислоту нейтрализуют щелочью. В автомобильные моторные масла добавляются специальные щелочные присадки. В основном эту функцию возлагают на специальные моющие компоненты, которые имеют свойство растворяться в воде.

От концентрации добавок зависит моторесурс и срок службы масла, а также его способность защищать мотор от последствий опасного окисления. В связи с этим требования к щелочному числу моторного масла (параметр TBN) объясняются необходимостью защиты мотора от износа и продления его срока службы. Советуем изучить вопрос, почему чернеет масло и нормально ли это?

к содержанию ↑

Как рассчитать TBN?

Прибор для расчета TBN

Прибор для расчета TBN

Чтобы рассчитать щелочное число моторного масла нужно определить сумму всех щелочных добавок, содержащихся в смазочной жидкости. Индекс определяют по массе гидроксида калия на каждый грамм смазки. TBN измеряют в единицах мгКОН/г.

Самым точным и распространенным методом определения данного параметра для двигателя является перемножение удельной массы серы на 20. Соответственно, для бензиновых моторов TBN будет не таким высоким, как для дизельных агрегатов, так как в солярке больше серы. Многие применяют данные способ, но специалисты рекомендуют использовать его крайне осторожно и всегда сверять данные с руководством по эксплуатации авто.

к содержанию ↑

Опасно ли падение щелочного числа?

При каждом запуске мотора щелочные присадки взаимодействуют с окисленными молекулами и расходуются, то есть их защитные свойства ухудшаются. Масло с низким щелочным числом перестает полноценно нейтрализовать вредные продукты, выделяемые при работе мотора.

Новое и окислившееся масло

Новое и окислившееся масло

Не вступающие в реакцию с щелочью углеводороды и кислород превращаются в сажу и оседают на деталях мотора, забивая маслопровод и предотвращая его нормальную работу. По мнению автомехаников, этого можно избежать, если менять масло сразу после снижения щелочного числа до 50 процентов от изначальной цифры.

Определить уровень снижения щелочного числа моторного масла можно в лабораторных условиях, проведя сложный и дорогой химический анализ. Обычные автомобилисты этим никогда не занимаются и в этом нет никакой необходимости. Нужно лишь своевременно менять смазочную жидкость по регламенту или немного чаще и следить за техническим состоянием авто.

Меняя смазку, нет необходимости промывать всю систему – нужно лишь залить новую смазку по уровню и проехать несколько километров, чтобы свежие щелочные присадки обезвредили остатки окисленных углеводородов.

Видео: Маслочарт 3, тесты моторных масел, щелочное число и машина трения

Видео: Моторное масло. Как отличить подделку?

Главная » Ремонт и обслуживание » Двигатель » Автомобильные масла » О чем говорит щелочное число моторного масла?
Похожие статьи
Показать ещё
Показать Фотогалерею
Фотогалерея
Новое и окислившееся масло
Прибор для расчета TBN
Масла с разными щелочными свойствами
Добавить комментарий
© 2011-2017 Driving24.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей своими руками.
Все права защищены и охраняются законом об авторских и смежных правах. Копирование материалов сайта возможно без предварительного согласования в случае установки активной индексируемой ссылки на наш сайт.