Регулярная замена масла МКПП согласно регламента является залогом долгой и исправной работы коробки передач. Каждый автомобилист должен помнить об этом и регулярно проходить плановое техническое обслуживание. Стоит смазочная жидкость для коробки передач сравнительно недорого, но именно она позволяет избежать серьезных проблем, поломок и дорогостоящего капитального ремонта этого сложного узла. Трансмиссионное масло требуется для эффективного и тщательного смазывания всех внутренних деталей механизма, среди которых:
- валы;
- шестерни;
- подшипники и пр.
При эксплуатации машины тепловые нагрузки и трение между деталями ухудшают защитные свойства присадок, присутствующих в трансмиссионной жидкости, а также в смазку могут проникать мелкие частицы железа или даже воды.
Все это без своевременного обслуживания механики по регламенту приводит к неприятностям. Как часто меняется масло в МКПП зависит от рекомендаций автопроизводителя и эксплуатационных условий. Производить замену вы можете своими руками в гараже или на специализированных СТО, доверяя процесс профессионалам.
к содержанию ↑Когда маслу в коробке нужна замена?
Даже если срок замены масла в МКПП в руководстве пользователя не указан, его нельзя не менять. Производить эту операцию нужно регулярно – это обязательное условие. При этом существуют определенные ситуации, при которых жидкость нужно заменить в срочном порядке:
- Вы купили машину с пробегом и хотите продлить срок службы коробки передач. При этом вам неизвестно, какая жидкость была залита и как давно ее вообще меняли. В этом случае лучше слить всю смазку из МКПП, залить новую и узнать, через сколько ее поменять нужно в следующий раз?
- После любого ремонта коробки передач масло тоже лучше поменять. Даже если смазка выглядит весьма прилично и в нем отсутствуют твердые частички, вода и стружка металла, лучше все же произвести замену масла в МКПП.
- Постепенно трансмиссионное масло, как и любая другая смазочная жидкость, теряет свои первоначальные рабочие характеристики, а комплект присадок портится. В этом случае может стать тугим ход рычага КПП, возникнут посторонние шумы и даже треск. Не откладывайте в этом случае замену масла в коробке, иначе это приведет к поломке.
Что касается регламентного интервала замены масла в механике, он зависит от многих факторов, среди которых рекомендации автопроизводителя. Также важно учитывать условия, в которых вы эксплуатируете свою машину. Например, если по руководству замена требуется каждые 80-100 тыс. километров пробега, но вы ездите по российским дорогам, лучше сократите интервал до 50-60 тыс. километров. Масло для трансмиссии стоит не так дорого, чтобы экономить на его замене.
к содержанию ↑Как масло влияет на ресурс МКПП?
Немногие автомобилисты знают, как важна регулярная замена масла в КПП для ее долговременной службы. Вообще коробка достаточно устойчива к износу и ломается нечасто, однако несвоевременное обслуживание может усугубить ситуацию. Подобно любому механизму, составные части которого трутся при работе агрегата, за коробкой нужен регулярный уход.
Трансмиссионное масло для МКПП обуславливает оптимальную работу валов, шестерен и других составных элементов агрегата. Постоянное интенсивное трение и тепловое воздействие вызывают понижение защитных функций присадок масла, а постепенно детали в любом случае изнашиваются и мельчайшие металлические частички собираются в смазке. Также в масле могут скапливаться капли воды в виде конденсата, которые тоже портят состав.
Когда функциональные способности смазочной жидкости для МКПП ухудшаются, она перестает нормально функционировать, а это оказывается заметно при эксплуатации трансмиссии. Среди основных признаков неисправности, свидетельствующих о необходимости замены масла, обычно выделяют шум в коробке и тугое переключение скоростей.
к содержанию ↑В первом случае дело может быть в плохих смазывающих способностях, а во втором вероятно в картер была залита неподходящая жидкость. Каждый автомобилист может продлить срок службы агрегата, учитывая элементарные правила.
Как продлить срок службы механики?
Если у вас обычный легковой автомобиль штатной сборки, а не тюнингованный болид, вы вероятно эксплуатируете его в обычном режиме с плавным разгоном и езде на скоростях не более 100-120 км/ч. Соблюдение этих правил позволяет повысить работоспособность механики. Немаловажную роль играет также грамотное обращение с механической коробкой. Например, при переключении важно плавно отжимать сцепление.
Периодически рекомендуем вам контролировать уровень масла в трансмиссии, делая это хотя бы каждые 10 тыс. километров пробега. Для поддержания нормальной работы агрегата уровень масла должен быть по нижнему краю заливной горловины. Точный объем масла в коробке указан в руководстве по эксплуатации к конкретной модели авто.
Заливать в механику нужно только то масло, которое рекомендовано автопроизводителем или аналог, имеющий аналогичные характеристики. Никогда не пренебрегайте сроками замены жидкости в МКПП. Если таковых данных нет или вы не можете найти инструкцию, меняйте масло в механике не реже 70-80 тыс. километров пробега или каждые пять лет.
к содержанию ↑Настоятельно рекомендуем разобраться в тонкостях выбора хорошего масла для механической коробки.
Общие правила замены масла в МКПП
Масло в механической коробке нужно для тщательного смазывания трущихся элементов, изготовленных из разных металлов. Смазочная жидкость предотвращает износ, а также смывает частицы абразива с деталей.
Срок замены масла в МКПП немного зависит и от типа используемого масла. Вообще в коробку механику можно заливать не только жидкость для механических агрегатов, но и трансмиссионное ATF (оно создано для автоматов). Последняя жидкость по некоторым параметрам даже лучше, так как она не загустевает на морозе и коробка нормально функционирует в любое время года.
Вообще вязкость масла нужно учитывать еще при покупке. В основном в МКПП заливаются жидкости следующих параметров SAE 75w-90 или SAE 80w-90. Это всесезонные жидкости, но если вы проживаете в регионе с жарким климатом, можно заливать на лето смазку SAE 140.
Что касается МКПП отечественных автомобилей ВАЗ, для них производитель рекомендует использовать смазку API GL-4 или заливать универсальную жидкость API GL-4/G5. При этом нельзя заполнять механику маслом API GL-5, иначе из строя могут выйти синхронизаторы.
к содержанию ↑Виды масла
Как часто надо менять масло в МКПП отчасти зависит и от типа жидкости, который бывает:
- минеральным;
- синтетическим;
- полусинтетическим.
В недорогие автомобили, работающие на сравнительно невысоких нагрузках, подходят минеральные жидкости. Это касается машин недорогого класса, среди которых ВАЗ стареньких моделей, Дэу Ланос или Нексия. В такие авто, как Шевроле Лачетти или Круз, Лада Калина или Киа Рио, в механику рекомендуют заливать полусинтетику. Что касается синтетики, она нужна для более дорогих иномарок, среди которых Мерседес, Ауди, Тойота и многие другие авто, выпущенные с конца 90-х. Как часто нужно менять масло в МКПП зависит от типа жидкости. Например, минералка нуждается в более частой замене, чем синтетика.
Для слива жидкости при ее замене по регламенту нужно отыскать сливную пробку. На некоторых моделях ее нет – в таком случае придется демонтировать поддон. Другой способ слива масла предполагает использование отверстия для ШРУСа, но в данном случае нужен демонтаж коробки. Бывает такое нечасто, но исключать ситуацию нельзя.
Вообще для измерения уровня масла и его долива в МКПП есть разные отверстия. Это заливная пробка, отверстие для щупа (он есть лишь на немногих механических коробках) отверстие для ШРУСа.
Наиболее проста и удобна замена масла в механической коробке с заливным отверстием сбоку. Нужно просто выкрутить болт снизу, слить старую жидкость, а затем в боковое отверстие залить новое масло специальным шприцом в таком количестве, пока смазка не достигнет края и не начнет вытекать. Использовать отверстие ШРУС для замены масла в МКПП приходится на таких моделях автомобилей, как ВАЗ-2114 или ВАЗ-2109. Можно сразу совместить замену ШРУСА вместе со сменой смазки в коробке передач.