В чем измеряются шины
Путаницу внесла буква R в маркировке шин. Некоторые ошибочно считают, что цифра рядом с ней означает радиусное выражение покрышки. Однако эта цифра — диаметр. Наиболее популярные диаметры шин: R16; R17; R18; R19.
Диаметры измеряют в дюймах. Таким образом, R17 означает, что посадочный диаметр шины — 17 дюймов. Переведем в миллиметры: 17*25,4=431 мм. Мы перевели в миллиметры, так как в них измеряются все остальные размеры шины.
Так что же тогда значит буква R? Она означает, что у покрышки каркас радиального типа. Еще есть другой тип — диагональный. Он или не обозначается, или маркируется буквой D.
к содержанию ↑Расшифровка маркировки шин.
195/65 R15 91 T XL
195 — это ширина шины в мм.
65 — Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 65%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто — «профиль».
Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.
Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.
R — означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).
Многие ошибочно полагают, что R- означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.
15 — диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска.
91 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 91 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.
к содержанию ↑Размер шины
Кроме диаметра, есть еще несколько важных маркировок на шинах. Давайте их разберем.
В стандартной маркировке размер автопокрышки представлен в следующем виде: 250/70 R19.
250 — ширина колеса, она измеряется в миллиметрах. 70 — высота профиля в процентах к предыдущему показателю. То есть 250*70%=175 мм.
R19 мы уже знаем. Это обозначение радиальных шин с посадочным диаметром 19 дюймов или 482 мм.
Для подбора правильного размера автошины воспользуйтесь этой таблицей. Полная таблица и подробная инструкция, как ей пользоваться, есть в предыдущей статье «Ширина шины».
шк | 175 | 185 | 205 | 225 | 235 | 245 | 255 | 265 | 275 | 285 | 295 | 305 | 315 | 325 |
вп | ||||||||||||||
30 | 7.6 | 7.9 | 8.2 | 8.5 | 8.8 | 9.1 | 9.4 | 9.7 | ||||||
35 | 8.2 | 8.5 | 8.9 | 9.4 | 9.6 | 10 | 10.3 | 10.7 | 11 | 11.4 | ||||
40 | 8.2 | 9 | 9.4 | 9.8 | 10.2 | 10.6 | 11 | 11.4 | 11.8 | 12.2 | 12.6 | 13 | ||
45 | 9.2 | 10.1 | 10.6 | 11 | 11.5 | 11.9 | 12.4 | 12.8 | 13.3 | 13.7 | 14.2 | 14.6 | ||
50 | 10.2 | 11.2 | 11.7 | 12.2 | 12.7 | 13.2 | 13.7 | 14.2 | 14.7 | 15.2 | 15.7 | 16.2 | ||
55 | 10.2 | 11.3 | 12.4 | 12.9 | 13.5 | 14 | 14.6 | 15.1 | 15.7 | 16.2 | 16.8 | 17.3 | 17.9 | |
60 | 10.5 | 11.1 | 12.3 | 13.5 | 14.1 | 14.7 | 15.3 | 15.9 | 16.5 | 17.1 | 17.7 | 18.3 | 18.9 | 19.5 |
65 | 11.4 | 12.6 | 13.3 | 14.6 | 15.3 | 15.9 | 16.6 | 17.2 | 17.9 | 18.5 | 19.1 | 19.8 | 20.5 | 21.1 |
70 | 12.2 | 12.9 | 14.3 | 15.7 | 16.4 | 17.1 | 17.8 | 18.5 | 19.2 | 19.9 | 20.6 | 21.3 | 22 | 22.7 |
75 | 13.1 | 13.9 | 15.4 | 16.8 | 17.6 | 18.4 | 19.1 | 19.9 | 20.6 | 21.4 | ||||
82 | 14.3 | 15.2 | 16.8 | 18.4 | 19.3 | 20 | 20.1 | 21.7 | 22.5 |
(шк — ширина колеса, вп — высота профиля шин)
к содержанию ↑Ширина шины в метрической размерности
Профиль | Обозначение в метрической размерности | Допустимый диапазон посадочной ширины диска | ||
35 Серии | 275/35R17 | 9.0-10.5 | ||
335/35R17 | 11.0-13.0 | |||
345/35R15 | 11.0-13.5 | |||
40 Серии | 285/40R15 | 11.0-13.5 | ||
215/40R15 | 7.0-8.5 | |||
245/40R17 | 8.0-9.5 | |||
255/40R17 | 8.5-10.0 | |||
265/40R17 | 8.5-10.0 | |||
235/40R18 | 8.0-9.5 | |||
45 Серии | 195/45/R15 | 6.5-7.5 | ||
215/45R15 | 7.0-8.5 | |||
255/45R15 | 8.5-10.0 | |||
205/45R16 | 7.0 | |||
225/45R16 | 7.5-9.0 | |||
245/45R16 | 8.0-9.5 | |||
215/45R17 | 7.0-8.5 | |||
235/45R17 | 8.0-9.5 | |||
255/45R17 | 8.5-10.5 | |||
50 Серии | 175/50R13 | 5.0-6.0 | ||
195/50R14 | 5.5-7.0 | |||
205/50R15 | 5.5-7.5 | |||
215/50R15 | 6.0-7.5 | |||
225/50R15 | 6.0-8.0 | |||
195/50R16 | 5.5-7.0 | |||
205/50R16 | 5.5-7.5 | |||
225/50R16 | 6.0-8.0 | |||
235/50R16 | 6.5-8.5 | |||
215/50R17 | 6.5-7.5 | |||
55 Серии | 205/55R14 | 5.5-7.5 | ||
185/55R15 | 6.0-6.5 | |||
195/55R15 | 5.5-7.0 | |||
205/55R15 | 5.5-7.5 | |||
205/55R16 | 5.5-7.5 | |||
225/55R16 | 6.0-8.0 | |||
60 Серии | 185/60R13 | 5.0-6.5 | ||
205/60R13 | 5.5-7.5 | |||
185/60R14 | 5.0-6.5 | |||
195/60R14 | 5.5-7.0 | |||
205/60R14 | 5.5-7.5 | |||
195/60R15 | 5.5-7.0 | |||
205/60R15 | 5.5-7.5 | |||
215/60R15 | 6.0-7.5 | |||
225/60R15 | 6.0-8.0 | |||
235/60R15 | 6.5-8.5 | |||
65 Серии | 185/65R15 | 5.0-6.5 | ||
195/65R15 | 5.5-7.0 | |||
205/65R15 | 5.5-7.5 | |||
215/65R15 | 6.0-7.5 | |||
70 Серии | 165/70R10 | 4.5-5.5 | ||
175/70R12 | 5.0-6.0 | |||
175/70R13 | 5.0-6.0 | |||
205/45R16 | 7.0 | |||
185/70R13 | 5.0-6.5 | |||
185/70R14 | 5.0-6.5 | |||
195/70R15 | 5.5-7.0 | |||
205/70R14 | 5.5-7.5 | |||
185/70R15 | 5.0-6.5 | |||
205/70R15 | 5.5-7.5 | |||
215/70R15 | 6.0-7.5 | |||
82 Серии | 155R12 | 4.0-5.0 | ||
155R13 | 4.0-5.5 | |||
165R13 | 4.0-5.5 | |||
175R14 | 4.5-6.0 | |||
185R14 | 4.5-6.0 | |||
165R15 | 4.0-5.5 | |||
Ширина шины в P-метрической размерности
Профиль | Обозначение в метрической размерности | Допустимый диапазон посадочной ширины диска | ||
75 Серии | P205/75R15 | 5.5-7.5 | ||
P215/75R15 | 5.5-7.5 | |||
P225/75R15 | 6.0-8.0 | |||
P235/75R15 | 6.0-8.0 | |||
80 Серии | P155/80R13 | 4.5-5.5 | ||
P165/80R13 | 4.5-6.0 | |||
P175/80R13 | 4.5-6.0 | |||
P185/80R13 | 5.0-6.5 | |||
35 Серии | P315/35R17 | 10.0-12.0 | ||
40 Серии | P275/40R17 | 8.5-10.0 | ||
50 Серии | P215/50R13 | 5.5-8.5 | ||
P235/50R13 | 6.0-9.0 | |||
P245/50R14 | 6.5-9.0 | |||
P225/50R15 | 6.0-8.0 | |||
P295/50R15 | 7.5-11.0 | |||
P225/50R16 | 6.0-8.0 | |||
P245/50R16 | 6.5-9.5 | |||
Индекс нагрузки и скорости шин
Переходим к следующим обозначениям — индекс нагрузки и скорости. Их маркировка — 80Т, 101S, 92U и т.д.
80, 101, 92 — это индексы нагрузки на одно колесо. Индексов много, они представлены в таблице ниже.
T, S, U — индексы скорости. Их также несколько, они представлены ниже.
Возьмем индекс 80. По таблице он соответствует 450 кг. То есть столько может выдержать одно колесо. Чтобы посчитать, сколько выдержит весь автомобиль, умножим 450 на 4 (количество колес) и получим 1800 кг. Это максимально допустимая нагрузка на машину.
Индексы нагрузки:
Индексы скорости:
- Р — 150 км/ч;
- Q — 160 км/ч;
- R — 170 км/ч;
- S — 180 км/ч;
- Т — 190 км/ч;
- U — 200 км/ч;
- Н — 210 км/ч;
- V — 240 км/ч;
- VR — >210 км/ч;
- W — 270 км/ч;
- Y — 300 км/ч;
- ZR — >240 км/ч.
Таким образом, если индекс скорости R, то превышать скорость в 170 км/ч на машине нельзя.
Обратите внимание, что подбирать индекс скорости нужно разумно. Так, тем, кто передвигается преимущественно по городу, не нужны покрышки с индексом U и больше. Скоростная резина рассчитана на постоянную езду на высоких скоростях, иначе она быстро приходит в негодность.
к содержанию ↑Таблица индексов нагрузки шины
T — индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.
к содержанию ↑Маркировка американских шин
Существуют две различные маркировки американских шин. Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger — для легковой машины) или «LT» (Light Truck — лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской.
Например:31×10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)
31 — внешний диаметр шины в дюймах.
10.5 — ширина шины в дюймах.
R — автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).
15 — внутренний диаметр шины в дюймах.
Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера — внешний диаметр, вторая — ширина, третья — внутренний диаметр.
к содержанию ↑Какие шины можно ставить, а какие нельзя
А дальше начинается самое интересное. Мы можем играть этими цифрами, если хотим поставить на машину другие шины (диски). В идеале, главное — чтобы общий диаметр не отличался, либо отличался незначительно. Пример.
Колесо 195/65R15 имеет вот такой общий диаметр: 38,1 см — внутри, плюс 125,75 мм х2 = 251,5 мм (профиль же и сверху, и снизу есть). Переведем в сантиметры для простоты, получится 38,1 см+25,15 см=63,25 см. Вот как! Это и есть диаметр колеса в сумме.
Теперь при желании поставить другие колеса владелец автомобиля должен понимать следующее: эту цифру автопроизводители понимают так же, как и мы. Учитывая диаметр колеса, проектируется подвеска, тормозная система и кузов. Поэтому для одной и той же модели автомобиля (например, для Фольксваген Поло седан) официально допустимы три размерности колес. Самая простая версия довольствуется 175/70R14 (общий диаметр 60,06 см), 185/60R15 (60,3 см) и 195/55R15 (59,55 см).
Получается, что «колесо на 14» БОЛЬШЕ, пусть и незначительно, чем колесо на 15 в случае 195/55. Это к вопросу, затронутому выше, о том, чтоб на зиму колеса побольше поставить… Нужно все внимательно посчитать. Будет ли большая цифра диаметра означать и больший размер колеса в целом? Далеко не всегда.
Увеличивая размер диска, мы должны уменьшить высоту профиля, иначе колесо банально начнет цепляться за арку, не говоря уж о таких более фундаментальных качествах, как управляемость. Конечно, запас часто остается и бывает так, что «поиграв» шириной покрышки и высотой профиля, можно действительно получить пару миллиметров клиренса, не жертвуя ничем другим.
Несложный подсчет покажет, что в рамках одного диаметра — 14 — применимы 175-70 и 185-65 и 205-60, если есть желание и возможность поставить резину пошире… Машина на колесах с меньшей высотой профиля будет управляться резче и точнее, но неминуемо пострадает плавность хода. И сохранность дисков может оказаться под вопросом, особенно при попадании в глубокую ямку с острыми краями. Невысокий профиль просто не в состоянии будет «впитать» в себя энергию удара и он пойдет дальше — в диск. Всегда имейте это в виду, покупая колеса, и не забывайте простых истин.
- https://samara.euro-shina.pro/articles/tekhnologii/radius-shin-izmeryaetsya/
- https://kolobox.ru/vse-o-shine/markirovka_shin/
- https://www.Bohnenkamp-Russia.ru/articles/tablitsa-zavisimosti/
- https://www.kolesa.ru/article/razmernost-shin-massovye-zabluzhdenija-i-realnost-2015-05-08