Функция моторного масла — это охлаждение элементов двигателя и их защита от износа, отложений, перегрева, трения и прочих неблагоприятных факторов. Каждый из материалов соответствует техническим характеристикам автомотора. Поэтому нужно выбрать такое масло, которое подойдет именно вашему автомобилю. Какие маркировки существуют, что они значат, и какому типу движков они подходят.
к содержанию ↑Замена классификаций CCMC
Автолюбители знают, что моторная смазка — это один из важных элементов правильной работы автодвигателя внутреннего сгорания. От его качества зависит не только функционирование ДВС, но и всего автомобиля. Поскольку именно от смазочного материала зависит состояние элементов мотора, к нему предъявляют ряд требований. К ним относятся:
- длительное сохранение физических и химических характеристик при активной эксплуатации;
- низкая температура загустевания;
- минимальное изменение трения при значительном изменении температур;
- защита автомобильных элементов от нагара, шламов и прочих отложений на деталях двигателя;
- предохранение от коррозии;
- минимальные расходы.
Начнем с расшифровки аббревиатуры ССМС — так называется комитет производителей автомобилей Общего рынка. Им опубликованы в общий доступ основные требования по качеству масел для автодвигателей европейской сборки. Спецификация требований включает интервальные промежутки между заменой смазочного материала, требования по термической и окислительной стабильности. В этой квалификации соединены множество исследований и тестов.
Еще в 1996 году комитет, как организация, прекратил свою деятельность и был расформирован, а маркировка потеряла свою актуальность. Ей на смену пришла ACEA. И хоть классификация изменилась, на этикетках многих масел можно увидеть старые маркировки, что создает некоторые неудобства для автолюбителей.
Старая маркировка включала 3 класса смазочных материалов, которые применяют только:
- G — в легковом транспорте с бензиновым движком.
- D — для грузового транспорта с дизельным автомотором.
- PD — в автомобилях с дизельным автомотором.
Новые же маркировки подходят для:
- A/B — транспорта с дизельными автомоторами;
- C — двигателей с каталитическим нейтрализатором;
- E — для автомоторов, на которые оказывается усиленная мощность.
к содержанию ↑Информация! ACEA классифицирует масла по условиям применения и принципам работы. Для сертификации материала ассоциация учитывает технические требования сразу пятнадцати производителей автомобилей.
Маркировка по CCMC
Всего различают три вида масел, которые используют так:
- G — в легковых машинах с бензиновым двигателем.
- D — для грузовых автомобилей с дизельным движком.
- PD — в транспортных средствах с дизельным автомотором.
Каждый из этих типов дополнительно делится еще на несколько классов.
к содержанию ↑Группа G
Эта классификация распространяется на легковушки с бензиновым автомотором:
- G5 — очень жидкий и текучий смазочный материал, он практически не имеет трения, а требования к нему наиболее жесткие, чем к остальным типам.
- G4 — ставят на универсальных маслах. Этот вид отличается высокой защитой элементов автодвигателя от нагара и отложений, естественного износа.
- G3 — смазка отличается длительным смазывающим свойством во время всей эксплуатации. Кроме того, оно хорошо предохраняет элементы автодвигателя от окисления и старения металла. Одновременно имеет высокую текучесть. Использовать его разрешено в том числе и для моторов старше 1990 года.
- G2 — эксплуатационные характеристики практически такие же, что и у предыдущего типа. А значит и использовать его можно на тех же двигателях.
- G1 — тип смазки, который допустимо использовать в автодвигателях старше 1989 года.
Классификация D
Эта классификация распространяется на грузовой транспорт с дизельными автомоторами. Существуют следующие виды:
- D5 — рекомендуют применять в том случае, когда его замена не предвидится долгое время, а на автодвигатель планируются серьезные нагрузки.
- D4 — масла проходят дополнительные испытания на автомоторах с турбонаддувом, а специфика его использования предусматривает высокие защитные свойства от износостойкости металла и низкую вязкость.
- D3 — предназначен для моторов выше 1990 года с длительным промежутком замены.
- D2 — характеристики практически те же, что и у масла D3. Используют его также для двигателей старше 1990 года.
- D1 — подходит для грузовых машин с дизельными движками старше 1989 года.
Классификация PD
Эта маркировка распространяется на легковые машины с дизельным автодвигателем:
- PD1 — масло повышенного качества. Его используют в автомоторах старше 1989 года с усиленной производительностью.
- PD2 — также эксплуатируется в автодвигателях с избыточной мощностью, но уже старше 1990 года. К этому типу предъявляются наиболее строгие требования.
Информация! Маркировки классификации CCMC соответствуют следующим значениям американского стандарта: G 1 — АРІ SE, G 2 — АРІ SF, G 3 — типы масел с низким трением, подходящие для всех сезонов и превышающие требования АРІ SF, PD 1 — АРІ CD/SE, D 1 — MIL-L-46152 А, D 2 — MIL-L-2104 С, D 3 — масла SHPD, которые используют в движках с повышенной нагрузкой.
к содержанию ↑Классификация масел по классу АСЕА
Классификация ACEA — это новый стандарт, который пришел на замену старому — CCMC. Поскольку старый комитет был расформирован, то и действующая маркировка также поменялась. Сегодня классификация включает в себя следующие типы смазочных материалов:
- A/B — для транспорта с дизельными автомоторами;
- C — для транспортных средств с катнейтрализатором;
- E — для автомоторов с усиленной нагрузкой.
Классификация A/B
Она распространяется на масла для легковых автомобилей и микроавтобусов с бензиновым или дизельным движками. Типы масел представлены такие:
- A1/B1 — устойчив к резкому изменению температур. На высоких отличается лучшим смазыванием элементов автодвигателя, что приводит к низкому расходу материала.
- A3/B3 — можно использовать в любое время года, поскольку он также устойчив практически к любым температурным режимам. Смазку применяют в двигателях с увеличенной производительностью.
- A3/B4 — используют в моторах с излишней мощностью. Кроме того, он отличается низким расходом.
- A5/B5 — подходит в случае длительного перерыва между заменами.
Группа C
Такой вид совместим с катколлектором:
- C1 — класс ACEA наиболее устойчив к механическому воздействию, а потому лучше предохраняет детали двигателя от износов. Кроме того, он отличается хорошими показателями при повышенных нагрузках и высоких температурах.
- C2 — значительно увеличивают срок работы катколлекторов и фильтров и уменьшает потребление бензина. Имеют такие же требования, как и смазочные материалы предыдущего типа.
- C3 — уменьшает расход топлива, продлевают срок работы фильтров и катколлектора. Подходит для дизельных моторов. Хорошим примером такой смазки служит масло ACEA C3 API SN;
- C4 — предназначен для обслуживания бензиновых и дизельных движков, которые подпадают под последние требования Euro-4. Такой же устойчивый к механической нагрузке, как и предыдущие виды. Используются в форсированных бензиновых моторах с SAPS.
Маркировка E
Этот тип масел применяют при сильных мощностях на автомоторы:
- Е4 — защищают поршни от загрязнения, повышая срок их службы. Выносливы к загрязнению и износу, сохраняют свойства даже под конец срока использования. Используются для движков, которых подходят под современные европейские нормы по защите окружающей среды от загрязнения. Нельзя применять в автодвигателях с наличием сажевого фильтра. Имеют сильно увеличенный интервал по замене.
- Е6 — справляется с защитой поршней, не дают им загрязняться. Хорошо ведет себя в условиях высокого загрязнения и поддерживает свои свойства на протяжении всего срока эксплуатации. Используют для автодвигателей, подходящих под европейские стандарты качества. Сохраняет качество даже при большом перерыве в замене. Пригодны для моторов с рециркуляцией и сажевыми фильтрами, также с системами снижения выбросов оксида азота.
- Е7 — защищают двигатель от загрязнения сажей и лаковыми отложениями. Используются для дизельных автодвигателей, подходящих под все современные европейские стандарты. Нельзя применять в моторах с наличием сажевого фильтра. Сохраняют все свойства в течение полного периода использования.
- Е9 — предохраняет поршни от загрязнений и отложений. Вынослив при обильном загрязнении сажей и сохраняет физические свойства в течение всего срока использования. Используют смазочный материал для движков, отвечающий европейским требованиям качества.
Масла, совместимые с катнейтрализатором
Катколлектор — это один из основных важный элемент в устройстве современных автомобилей. Элемент находится в выхлопной системе автомобиля, служит он для очистки выхлопных газов, путем снижения уровня их токсичности. Он восстанавливает оксид азота в выхлопе и благодаря получившемуся кислороду совершает вторичный дожиг таких отходов, как угарный газ и углеводороды, оставшиеся в выхлопе машины.
Внимание! Прибор получил такое название, ведь катализатор — добавка, ускоряющая определенную реакцию, что и делает каталитический нейтрализатор.
Для моторов, с наличием каталитического нейтрализатора требуются специализированные виды масел. Они должны соответствовать нормам требований по охране окружающей среды, отличаться хорошими моющими, также смазывающими свойствами, содержание серы и фосфора в таких маслах должно быть минимальным.
Если же использовать для обслуживания автодвигателя с такой системой обычные смазочные материалы, то это обязательно испортит мотор. Его поломка может очень дорого обойтись владельцу автомобиля, так что значительно выгоднее и дешевле использовать правильный тип смазки для своего автомобиля.