Клубы дыма из выхлопной трубы грезят скорым посещением автосервиса. И чем раньше вы туда обратитесь, тем дешевле обойдется ремонт. А чтобы примерно понимать, во сколько он обойдется и что именно дало сбой – прочитайте эту статью.
к содержанию ↑Общие причины задымленности
Начать стоит с общих принципов образования топливо-воздушной смеси:
- В цилиндры попадает топливо сквозь инжекторную форсунку.
- Туда же через впуск коллектора попадает и воздух из окружающей среды.
- Под давлением цилиндров, воздух проникает в топливо, создавая насыщенную смесь.
При правильной работе, смесь сгорает полностью и летучие углеводороды почти не попадают в атмосферу. Если она сгорает не полностью, из выхлопной трубы выходят остатки. Если на холодную вы видите дымление, значит наблюдается одна из проблем:
- топливо неравномерно распыляется;
- смесь не насыщена воздухом;
- бензин низкого качества с высокой концентрацией серных соединений и т.д.
Ниже приведен полный список причин, почему дымит машина.
к содержанию ↑Причины возникновения дыма двигателя
Нельзя однозначно сказать, почему двигатель дымит на холодную. Во многом это зависит от типа мотора: дизельный или бензиновый. С этого разбиения и стоит начать.
Бензиновый
Белый дым
Итак, почему идет белый дым из выхлопной трубы? Правильнее будет сказать, что это вовсе не дым, а — пар. Это естественный продукт работы ДВС и обычно не требует ремонта. Конденсат образуется в выпускной системе и на стенках выхлопной трубы, когда машина остывает. При прогревании она начинает испаряться.
В нормальном состоянии труба слегка дымит после зажигания (пар ненасыщенный и сразу растворяется в воздухе), а потом перестает.
Нужно волноваться, если машина дымит белым дымом после прогревания. Если на улице тепло и низкая влажность, а пар все равно выходит – принюхайтесь к нему. Ощущаете странный запах, которого ранее не было? Если да – то это говорит о подгорании антифриза, который попадает в двигатель.
Белый и сизый дым из выхлопной трубы часто путают. Чтобы убедиться в неисправности охладительной системы, можно провести простой тест: хорошо прогрейте двигатель и заткните выхлопную трубу салфеткой. Если остались прозрачные пятна воды без масляного остатка – значит проблема в охлаждении.
Сизый (синий) дым
С таким цветом горит любое масло. В отличие от белого дыма, из глушителя буквально «валит» клубы сизоватого тумана. Запах у него также специфический, похожий на тот, что исходил от старых двухтактных мотоциклов.
«Сизость» дыма может сказать о масштабе проблемы. Еле заметный синеватый выхлоп говорит, что масло протекает в небольшом количестве. Насыщенный ярко-сизый дым уже намекает на необходимость срочного ремонта топливной и смазочной системы.
Убедиться, что проблема в прогорании масла легко: поступите, как в случае с белым паром.
Приложите салфетку и изучите выхлоп. Масляные пятна говорят, что автомобилю срочно нужен ремонт. Дополнительный симптом протекания масла – резко возросшее потребление.
Причин же этому две:
- Первая – капитальная. Поломка поршневой группы, требующая замены цилиндров или колей. Ремонт дорогостоящий и длительный. Неисправность встречается достаточно редко.
- Вторая – местная. Неисправность колпачков. Их комплект стоит около 500 рублей и заменить их можно за час в любом сервисе. Кстати, встречается эта проблема наиболее часто, так как их срок годности около 100 тыс.км.
Черный
Спутать этот дым ни с чем нельзя. Он говорит о перенасыщении топливо-воздушной смеси, а черный цвет придают частички сажи. Кроме самого дыма, часто замечается потеря мощности, плохой запуск, нестабильная работа.
к содержанию ↑Топливо протекает на цилиндры, смывая с них масло, тем самым создавая задиры, поэтому срочно обращайтесь в сервис.
Дизельный
Почему дымит дизельный двигатель? В целом, причины схожи с бензиновыми. Разница в том, что выхлоп намного интенсивнее и процесс износа ДВС происходит намного быстрее.
Черный дым
Зачастую владельцы авто с дизельным двигателем наблюдают именно черный дым. В отличие от бензина, это может говорить о низком цетановом числе топлива. Проверить это просто – заправьте бак соляркой выше классом или от другого производителя.
Если после нескольких запусков чернота ушла – значит просто поменяйте марку топлива. Если нет – то ищите проблему далее.
1. Засорился фильтр
Он защищает двигательный ДВС от твердых частиц. Со временем он забивается окончательно, что приводит к снижению подачи воздуха. Если после чистки чернота ушла, значит проблемы нет.
Дополнительным симптомом засора фильтра служит увеличение потребление солярки.
2. Поломка турбокомпрессора
Причина может быть в протечке или засоре. Диагностируется проблема на слух: при включенном двигателе слышен характерный свист из турбонаддува.
Сизый дым
Почему дымит дизель сизым цветом? Скорее всего проблема в горении масла. Обратите внимание, что с дизельными ДВС дымок вырабатывается намного интенсивнее.
Белый дым
Как и в случае с бензиновым мотором, зимой небольшое испарение – это вполне нормально. Но, если дизель активно дымит белым дымом, а вы чувствуете резкий неприятный запах, то необходимо ехать в сервис.
к содержанию ↑Охлаждающая система также может капать в ДВС, а остатки испарившегося антифриза входят через выхлопную трубу.
Последствия белого дыма
Белый дым из выхлопной трубы дизельного или бензинового двигателя говорит о негерметичности впускного клапана или прокладки ГБЦ. Эти дефекты активно прогрессируют, и со временем все больше охлаждайки попадает в ДВС.
Поэтому, как только дефект был обнаружен — сразу же обращайтесь в сервис. Антифриз быстро растрачивает прокладки и корпус. Если с самого начала можно обойтись разборкой части двигателя и умеренными затратами, то при критических повреждениях уже понадобится капитальный ремонт.