Как устроен масляный фильтр и каким он бывает?

Смазочная жидкость в двигателе постепенно засоряется всевозможными примесями, которые появляются по причине износа внутренних деталей. В результате этого масло обретает абразивные свойства, переставая эффективно смазывать мотор, а наоборот ускоряя его износ. Во избежание всего этого нужен масляный фильтр, задерживающий все инородные включения. Какие бывают масляные фильтры, как они работают и какое у них устройство мы рассмотрим в сегодняшнем материале.

к содержанию ↑

Для чего нужны масляные фильтры

Распиленный фильтр

Распиленный фильтр

Нормальное функционирование автомобильного мотора поддерживается смазыванием всех трущихся элементов, среди которых:

  • коренные и шатунные подшипники коленчатого вала;
  • элементы ГРМ;
  • поршневые кольца в цилиндрах и многое другое.

За их смазывание отвечает моторное масло, циркулирующая по смазочной системе. В результате постоянного контакта и сильного трения образуются частицы износа (мельчайшая металлическая пыль), а также в жидкость проникает дорожная пыль и капли влаги в виде конденсата. В результате этого моторное масло постепенно превращается в абразив. Конструкция масляного фильтра такова, что он эффективно задерживает все эти посторонние включения, повышая моторесурс.

Устройство современного масляного фильтра автомобиля такое, что он задерживает до 95 процентов частичек фракцией 25-45 микрон. Также фильтрующий элемент задерживает частицы нагара и прочие загрязнения, способные проникнуть в жидкость.

У фильтра есть и еще одна важная функция: обеспечение задержания масла в магистрали и каналах после остановки силового агрегата. Это нужно для безопасного запуска силового агрегата после простоя машины. С первых секунд работы детали мотора уже немного смазаны, поэтому не повреждаются из-за сухого трения.

к содержанию ↑

Развитие фильтров

Первый масляный фильтр был установлен на машину в далекие 20-е годы прошлого столетия. Добавление этого уникального элемента в конструкцию агрегата продлило срок службы масла во много раз, а моторесурс ДВС увеличился почти втрое. Ранее в моторах без фильтров масла меняли очень часто – каждые 700-800 километров пробега.

Устройство масляного фильтра двигателя современного автомобиля шагнуло вперед, поэтому сегодня автомобилистам приходится менять смазку каждые 10, а то и 20 тыс. километров пробега. До середины 40-х годов автопроизводители устанавливали неполнопоточные фильтрующие элементы, которые пропускали лишь часть масла. В связи с этим эффективность фильтрации была недостаточной. Через время появились полнопоточные модели, которые очищали все проходящее сквозь корпус масло, и ситуация изменилась. Конструкция корпуса масляных фильтров по сей день принципиально не изменилась.

к содержанию ↑

Разновидности фильтров для масла

Масляный фильтр отстойник

Масляный фильтр отстойник

Устройство и работа масляного фильтра во многом зависит от вида изделия. Все эти фильтрующие элементы делятся на несколько категорий по типу конструкции, а точнее по принципу функционирования:

  • механические – это традиционные фильтры, в которых фильтрующий элемент изготавливается из особого пористого материала;
  • магнитные;
  • гравитационные (их еще называют отстойниками);
  • центробежные.

Также все механические фильтры по конструкции подразделяются на две большие категории – они бывают сменными или имеют внутри сменный фильтрующий элемент. Независимо от модификации, все фильтры делятся еще на две подкатегории:

  • полнопоточные – пропускают весь объем смазочной жидкости;
  • неполнопоточные – фильтруют часть смазки.
к содержанию ↑

Качество фильтрации

Конструкция масляного фильтра, а точнее тип используемых материалов, влияет на качество фильтрации смазочной жидкости. По этому параметру элементы классифицируются на следующие группы:

  • фильтры тонкой очистки;
  • средней;
  • грубой.

Все моторы легковых автомобилей комплектуются всего одним фильтрующим элементом, задерживающим частицы размером не менее 25-45 микрон – этого оказывается достаточно. На грузовиках, спецтехнике и сельскохозяйственной технике дополнительно устанавливается фильтр грубой фильтрации, останавливающий более крупные фракции от 60-70 микрон. Также некоторые транспортные средства комплектуются фильтрами-отстойниками, в которых оседают наиболее крупные фракции.

В поддоны картера иногда дополнительно встраиваются магнитные фильтры, которые притягивают к себе крупные частички металла. Подобные фильтры задерживают лишь металлические загрязнения – стальная стружка, частички ферромагнитных сплавов и пр. Магнитный фильтр обычно имеет конструкцию пробки, которая вкручивается в нижнюю часть поддона. Для очистки подобного фильтра его нужно выкрутить, подобно обычному болту.

к содержанию ↑

Как устроены масляные фильтры?

Сменный фильтрующий элемент

Сменный фильтрующий элемент

Конструкция масляного фильтра двигателя достаточно сложна и от нее во многом зависит принцип работы элемента. Большинство этих изделий состоят из следующих составных частей и элементов:

  • корпус цилиндрической формы;
  • нижняя крышка, имеющая впускное и выпускное отверстие (когда фильтр неразборный, крышка соединяется с корпусом сваркой или вальцовкой);
  • сам фильтрующий элемент, состоящий из картона, особой бумаги, войлока или прочих пористых материалов, имеющих пропитку;
  • перепускной клапан масляного фильтра;
  • клапан, предотвращающий слоив масла после остановки мотора (называется противодренажным);
  • противосливной клапан – им оснащаются неразборные модели;
  • прижимная пружина (есть у неразборных фильтров).

Устройство корпуса масляного фильтра разборной конструкции принципиально не отличается. У этих изделий есть сменный фильтрующий элемент, который можно купить отдельно, сняв герметичную крышку. Далее рассмотрим более подробно принцип работы каждого составного элемента.

к содержанию ↑

Корпус с крышкой

В крышке каждого фильтра для масла есть отверстия, расположенные радиально. Через них производится подача смазочной жидкости. Она проникает внутрь в полость между корпусом и шторой (фильтрующий элемент), после чего проходит сквозь нее и в очищенном виде выходит сквозь центральное отверстие. У этого отверстия есть резьба, благодаря которой изделие накручивается на штуцер автомобильного двигателя. Обычно корпус изготавливается из стали и обладает высокой прочностью, так как должен переносить высокое давление в пределах 2-16 атмосфер.

к содержанию ↑

Фильтрующий материал

Внутренний фильтрующий материал

Внутренний фильтрующий материал

Так называемая штора является важнейшей деталью фильтра для масла в машине. Изготавливается она из разных материалов, но чаще всего производители используют особый картон или бумагу с пропитками. Штора складывается, подобно гармошке, и закручивается, формируя многолучевую звезду. За счет этого увеличивается площадь фильтрующего элемента без расширения объемов корпуса.

Штора скрепляется металлическими кольцами, которые придают ей цилиндрическую форму и предотвращают распадание. Многие фильтры, кроме бумажной шторки, комплектуются войлочной вставкой, располагаемой по периметру. Она задерживает самые крупные частички загрязнений и продлевают ресурс основного фильтрующего материала.

к содержанию ↑

Перепускной клапан

В конструкцию масляного фильтра двигателя автомобиля входит перепускной клапан. Он имеет пружинную систему и предотвращает масляное голодание, когда жидкость слишком вязкая (например, при запуске холодного мотора зимой или когда фильтр сильно забит). Клапан открывается, когда превышается пороговое давление, перенаправляя масло в мотор мимо фильтра. Необходимость установки перепускного клапана обусловлена тем, что лучше недолго смазывать мотор грязным маслом, нежели он будет минуту или более работать без смазки вовсе.

к содержанию ↑

Другие элементы

Среди других деталей, входящих в устройство масляных фильтров для автомобилей, можно выделить противодренажный клапан. Он имеет вид резинового кольца, которое прикрывает впускные отверстия в корпусе. Данный клапан предупреждает вытекание масла из мотора, когда он останавливается. Есть еще противосливной клапан, называемый сервисным. Он нужен для предупреждения вытекания жидкости из фильтра, когда его меняют в мастерской.

к содержанию ↑

Правила эксплуатации и периодичность замены

Фильтр MANN

Фильтр MANN

Каждый автомобилист должен знать, где масляный фильтр находится в его автомобиле и вообще какой масляный фильтр нужно спрашивать в магазинах перед обслуживанием на СТО. Также важную роль играет регулярная замена элемента и дополнительные тонкости.

Использовать рекомендуем только те фильтры для двигателей, которые советует автопроизводитель. У каждого фильтра свои технические характеристики:

  • рабочее давление;
  • пропускная способность;
  • степень фильтрации;
  • давление, при котором открывается клапан.

Кроме того, у каждого фильтра свои размеры и резьба определенного диаметра, то есть неподходящий фильтр может просто не установиться на место.

к содержанию ↑

Сроки замены

Когда и как менять масляный фильтр подробно излагается в руководстве по эксплуатации к каждой модели автомобиля. Каждый производитель указывает периодичность замены этой детали, но обычно автомобилисты делают это при смене моторного масла (в среднем каждые 10-15 тыс. километров). При эксплуатации авто в сложных рабочих условиях, использовании низкопробного топлива или при частых запусках/остановках ДВС фильтр потребует более частой замены. Это приведет к дополнительным затратам, но увеличит моторесурс.

Подробнее о замене масла в двигателе автомобиля советуем узнать из отдельного материала на сайте.

к содержанию ↑

Как менять?

Насадки для съемника

Насадки для съемника

Для обслуживания потребуется специальный съемник масляного фильтра, немного свободного времени и некоторые простейшие инструменты, которые есть у каждого. Где находится фильтр должно быть известно каждому автомобилисту, но также это можно понять из изображений, которые должны быть в руководстве по эксплуатации к машине. Масляные фильтры всегда держатся на моторе на резьбовом штуцере, поэтому особых сложностей с откручиванием и накручиванием не возникает.

При этом открутить фильтр бывает непросто – для этого и нужен съемник. В домашних условиях опытные автомобилисты иногда используют отвертку: ею протыкают корпус фильтра и используют ее, как рычаг. Перед установкой вы или мастер должен смазать резиновый уплотнитель маслом для повышения герметичности посадки.

к содержанию ↑

Воздушные пробки

При замене масляных фильтров на двигателях возникает необходимость в устранении воздушных пробок. Появляются они нечасто, но исключать эту возможность нельзя. Устраняется пробка очень просто: нужно немного ослабить фильтром и покрутить стартером коленчатый вал, пока масло не просочится сквозь прокладку. После этого дожмите фильтр и запустите мотор – давление должно нормализоваться, а лампочка на приборке погаснет.

Следует отметить, что при замене масляных фильтров без перепускных клапанов нужно тщательно их осматривать. Если корпус будет вздутым или на нем обнаружатся другие деформации – это признак преувеличения давления масла. Проверьте состояние редукционных клапанов мотора, которые возможно не в порядке.

Регулярная замена масляных фильтров, цена которых не так высока, как ремонт мотора, позволит сохранить двигатель в нормальном рабочем состоянии, поэтому не пренебрегайте этой процедурой и производите ее регулярно!

Видео: Как работает масляный фильтр. Почему горит лампа при пуске двигателя? Просто о сложном

Видео: Масляный фильтр NITTO

Видео: Принцип работы масляного фильтра Unol Tv #9

Видео: Масляный фильтр Filtron ! Разрезаем!

Главная » Ремонт и обслуживание » Фильтры » Масляные фильтры » Как устроен масляный фильтр и каким он бывает?
Похожие статьи
Показать Фотогалерею
Фотогалерея
Масляный фильтр отстойник
Внутренний фильтрующий материал
Фильтр MANN
Насадки для съемника
Распиленный фильтр
Как устроен масляный фильтр и каким он бывает?
Добавить комментарий
© 2011-2017 Driving24.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей своими руками.
Все права защищены и охраняются законом об авторских и смежных правах. Копирование материалов сайта возможно без предварительного согласования в случае установки активной индексируемой ссылки на наш сайт.