Смазочная жидкость в двигателе постепенно засоряется всевозможными примесями, которые появляются по причине износа внутренних деталей. В результате этого масло обретает абразивные свойства, переставая эффективно смазывать мотор, а наоборот ускоряя его износ. Во избежание всего этого нужен масляный фильтр, задерживающий все инородные включения. Какие бывают масляные фильтры, как они работают и какое у них устройство мы рассмотрим в сегодняшнем материале.
к содержанию ↑Для чего нужны масляные фильтры
Нормальное функционирование автомобильного мотора поддерживается смазыванием всех трущихся элементов, среди которых:
- коренные и шатунные подшипники коленчатого вала;
- элементы ГРМ;
- поршневые кольца в цилиндрах и многое другое.
За их смазывание отвечает моторное масло, циркулирующая по смазочной системе. В результате постоянного контакта и сильного трения образуются частицы износа (мельчайшая металлическая пыль), а также в жидкость проникает дорожная пыль и капли влаги в виде конденсата. В результате этого моторное масло постепенно превращается в абразив. Конструкция масляного фильтра такова, что он эффективно задерживает все эти посторонние включения, повышая моторесурс.
Устройство современного масляного фильтра автомобиля такое, что он задерживает до 95 процентов частичек фракцией 25-45 микрон. Также фильтрующий элемент задерживает частицы нагара и прочие загрязнения, способные проникнуть в жидкость.
У фильтра есть и еще одна важная функция: обеспечение задержания масла в магистрали и каналах после остановки силового агрегата. Это нужно для безопасного запуска силового агрегата после простоя машины. С первых секунд работы детали мотора уже немного смазаны, поэтому не повреждаются из-за сухого трения.
к содержанию ↑Развитие фильтров
Первый масляный фильтр был установлен на машину в далекие 20-е годы прошлого столетия. Добавление этого уникального элемента в конструкцию агрегата продлило срок службы масла во много раз, а моторесурс ДВС увеличился почти втрое. Ранее в моторах без фильтров масла меняли очень часто – каждые 700-800 километров пробега.
Устройство масляного фильтра двигателя современного автомобиля шагнуло вперед, поэтому сегодня автомобилистам приходится менять смазку каждые 10, а то и 20 тыс. километров пробега. До середины 40-х годов автопроизводители устанавливали неполнопоточные фильтрующие элементы, которые пропускали лишь часть масла. В связи с этим эффективность фильтрации была недостаточной. Через время появились полнопоточные модели, которые очищали все проходящее сквозь корпус масло, и ситуация изменилась. Конструкция корпуса масляных фильтров по сей день принципиально не изменилась.
к содержанию ↑Разновидности фильтров для масла
Устройство и работа масляного фильтра во многом зависит от вида изделия. Все эти фильтрующие элементы делятся на несколько категорий по типу конструкции, а точнее по принципу функционирования:
- механические – это традиционные фильтры, в которых фильтрующий элемент изготавливается из особого пористого материала;
- магнитные;
- гравитационные (их еще называют отстойниками);
- центробежные.
Также все механические фильтры по конструкции подразделяются на две большие категории – они бывают сменными или имеют внутри сменный фильтрующий элемент. Независимо от модификации, все фильтры делятся еще на две подкатегории:
- полнопоточные – пропускают весь объем смазочной жидкости;
- неполнопоточные – фильтруют часть смазки.
Качество фильтрации
Конструкция масляного фильтра, а точнее тип используемых материалов, влияет на качество фильтрации смазочной жидкости. По этому параметру элементы классифицируются на следующие группы:
- фильтры тонкой очистки;
- средней;
- грубой.
Все моторы легковых автомобилей комплектуются всего одним фильтрующим элементом, задерживающим частицы размером не менее 25-45 микрон – этого оказывается достаточно. На грузовиках, спецтехнике и сельскохозяйственной технике дополнительно устанавливается фильтр грубой фильтрации, останавливающий более крупные фракции от 60-70 микрон. Также некоторые транспортные средства комплектуются фильтрами-отстойниками, в которых оседают наиболее крупные фракции.
В поддоны картера иногда дополнительно встраиваются магнитные фильтры, которые притягивают к себе крупные частички металла. Подобные фильтры задерживают лишь металлические загрязнения – стальная стружка, частички ферромагнитных сплавов и пр. Магнитный фильтр обычно имеет конструкцию пробки, которая вкручивается в нижнюю часть поддона. Для очистки подобного фильтра его нужно выкрутить, подобно обычному болту.
к содержанию ↑Как устроены масляные фильтры?
Конструкция масляного фильтра двигателя достаточно сложна и от нее во многом зависит принцип работы элемента. Большинство этих изделий состоят из следующих составных частей и элементов:
- корпус цилиндрической формы;
- нижняя крышка, имеющая впускное и выпускное отверстие (когда фильтр неразборный, крышка соединяется с корпусом сваркой или вальцовкой);
- сам фильтрующий элемент, состоящий из картона, особой бумаги, войлока или прочих пористых материалов, имеющих пропитку;
- перепускной клапан масляного фильтра;
- клапан, предотвращающий слоив масла после остановки мотора (называется противодренажным);
- противосливной клапан – им оснащаются неразборные модели;
- прижимная пружина (есть у неразборных фильтров).
Устройство корпуса масляного фильтра разборной конструкции принципиально не отличается. У этих изделий есть сменный фильтрующий элемент, который можно купить отдельно, сняв герметичную крышку. Далее рассмотрим более подробно принцип работы каждого составного элемента.
к содержанию ↑Корпус с крышкой
В крышке каждого фильтра для масла есть отверстия, расположенные радиально. Через них производится подача смазочной жидкости. Она проникает внутрь в полость между корпусом и шторой (фильтрующий элемент), после чего проходит сквозь нее и в очищенном виде выходит сквозь центральное отверстие. У этого отверстия есть резьба, благодаря которой изделие накручивается на штуцер автомобильного двигателя. Обычно корпус изготавливается из стали и обладает высокой прочностью, так как должен переносить высокое давление в пределах 2-16 атмосфер.
к содержанию ↑Фильтрующий материал
Так называемая штора является важнейшей деталью фильтра для масла в машине. Изготавливается она из разных материалов, но чаще всего производители используют особый картон или бумагу с пропитками. Штора складывается, подобно гармошке, и закручивается, формируя многолучевую звезду. За счет этого увеличивается площадь фильтрующего элемента без расширения объемов корпуса.
Штора скрепляется металлическими кольцами, которые придают ей цилиндрическую форму и предотвращают распадание. Многие фильтры, кроме бумажной шторки, комплектуются войлочной вставкой, располагаемой по периметру. Она задерживает самые крупные частички загрязнений и продлевают ресурс основного фильтрующего материала.
к содержанию ↑Перепускной клапан
В конструкцию масляного фильтра двигателя автомобиля входит перепускной клапан. Он имеет пружинную систему и предотвращает масляное голодание, когда жидкость слишком вязкая (например, при запуске холодного мотора зимой или когда фильтр сильно забит). Клапан открывается, когда превышается пороговое давление, перенаправляя масло в мотор мимо фильтра. Необходимость установки перепускного клапана обусловлена тем, что лучше недолго смазывать мотор грязным маслом, нежели он будет минуту или более работать без смазки вовсе.
к содержанию ↑Другие элементы
Среди других деталей, входящих в устройство масляных фильтров для автомобилей, можно выделить противодренажный клапан. Он имеет вид резинового кольца, которое прикрывает впускные отверстия в корпусе. Данный клапан предупреждает вытекание масла из мотора, когда он останавливается. Есть еще противосливной клапан, называемый сервисным. Он нужен для предупреждения вытекания жидкости из фильтра, когда его меняют в мастерской.
к содержанию ↑Правила эксплуатации и периодичность замены
Каждый автомобилист должен знать, где масляный фильтр находится в его автомобиле и вообще какой масляный фильтр нужно спрашивать в магазинах перед обслуживанием на СТО. Также важную роль играет регулярная замена элемента и дополнительные тонкости.
Использовать рекомендуем только те фильтры для двигателей, которые советует автопроизводитель. У каждого фильтра свои технические характеристики:
- рабочее давление;
- пропускная способность;
- степень фильтрации;
- давление, при котором открывается клапан.
Кроме того, у каждого фильтра свои размеры и резьба определенного диаметра, то есть неподходящий фильтр может просто не установиться на место.
к содержанию ↑Сроки замены
Когда и как менять масляный фильтр подробно излагается в руководстве по эксплуатации к каждой модели автомобиля. Каждый производитель указывает периодичность замены этой детали, но обычно автомобилисты делают это при смене моторного масла (в среднем каждые 10-15 тыс. километров). При эксплуатации авто в сложных рабочих условиях, использовании низкопробного топлива или при частых запусках/остановках ДВС фильтр потребует более частой замены. Это приведет к дополнительным затратам, но увеличит моторесурс.
Подробнее о замене масла в двигателе автомобиля советуем узнать из отдельного материала на сайте.
к содержанию ↑Как менять?
Для обслуживания потребуется специальный съемник масляного фильтра, немного свободного времени и некоторые простейшие инструменты, которые есть у каждого. Где находится фильтр должно быть известно каждому автомобилисту, но также это можно понять из изображений, которые должны быть в руководстве по эксплуатации к машине. Масляные фильтры всегда держатся на моторе на резьбовом штуцере, поэтому особых сложностей с откручиванием и накручиванием не возникает.
При этом открутить фильтр бывает непросто – для этого и нужен съемник. В домашних условиях опытные автомобилисты иногда используют отвертку: ею протыкают корпус фильтра и используют ее, как рычаг. Перед установкой вы или мастер должен смазать резиновый уплотнитель маслом для повышения герметичности посадки.
к содержанию ↑Воздушные пробки
При замене масляных фильтров на двигателях возникает необходимость в устранении воздушных пробок. Появляются они нечасто, но исключать эту возможность нельзя. Устраняется пробка очень просто: нужно немного ослабить фильтром и покрутить стартером коленчатый вал, пока масло не просочится сквозь прокладку. После этого дожмите фильтр и запустите мотор – давление должно нормализоваться, а лампочка на приборке погаснет.
Следует отметить, что при замене масляных фильтров без перепускных клапанов нужно тщательно их осматривать. Если корпус будет вздутым или на нем обнаружатся другие деформации – это признак преувеличения давления масла. Проверьте состояние редукционных клапанов мотора, которые возможно не в порядке.
Регулярная замена масляных фильтров, цена которых не так высока, как ремонт мотора, позволит сохранить двигатель в нормальном рабочем состоянии, поэтому не пренебрегайте этой процедурой и производите ее регулярно!
Полезно узнать о фильтрах новенькое. Классная статья.