В списке важнейших деталей автомобиля, помимо карбюратора и двигателя внутреннего сгорания, находится также аккумулятор. Этот «сундучок» обеспечивает бесперебойное функционирование тех приборов, которым для службы требуется электричество.
Чтобы ваш автомобиль внезапно не заглох в самый неподходящий момент, вы должны постоянно проверять уровень зарядки аккумулятора и своевременно подпитывать его.
Из этой статьи вы узнаете, какие бывают способы проверки аккумуляторного заряда, и найдете подробнейшее описание каждого из них.
Способы проверки аккумуляторного заряда
- Проверка контрольным разрядом;
- Проверка уровня и плотности электролита;
- Проверка нагрузочной вилкой;
- Проверка тестером аккумулятора.
Остановимся на каждом из них поподробнее:
к содержанию ↑Проверка контрольным разрядом
Этот способ проверки аккумулятора является самым традиционным. Аккумулятор заряжается постоянным током, а потом разряжается, фиксируя время до окончательного напряжения заряда. Далее определяется остаточный объем электролита в аккумуляторе, по формуле: Е[А*час]=I[А]*T[час].
В зависимости от того, для какого периода времени разряда обозначена номинальная аккумуляторная емкость, то и ток разряда выбирают таким, чтобы время разряда колебалось в пределах 10-20 часов. Далее сравнивается номинальная емкость аккумулятора с остаточной емкостью. Если остаточная емкость на 70-80% меньше номинальной емкости, то аккумулятор больше не используют, т.к. при такой амортизации АКБ он скоро станет не пригоден.
к содержанию ↑К недостаткам этого метода измерения емкости аккумулятора можно отнести, сложность и объемность работы, а также большой срок выведения из службы аккумулятора.
Проверка плотности и уровня электролита
Проверка АКБ вторым способом начинается с осмотра корпуса батареи. Обычно аккумулятор имеет минимальную и максимальную метки на своем корпусе, но, если их нет в наличии, то измерять уровень электролита придется с помощью стеклянной трубочки небольшого диаметра.
Для того чтобы измерить уровень электролита, следует вывернуть пробку аккумулятора, в отверстие ввести стеклянную трубочку, далее закрыть ее пальцем и измерить набравшуюся длину колонки электролита в трубочке.
Оптимальный уровень электролита в АКБ равен 12-15 мм. Покрытие пластинок аккумулятора находится именно на таком балансе электролита. Эксплуатировать аккумулятор с уровнем электролита меньше 12 мм нельзя. При низком уровне электролита аккумуляторные пластины окисляются и разрушаются. Высокий уровень электролита также не допустим.
Когда вода выкипает, то уровень электролита снижается, поэтому следует доливать дистиллированную воду для восстановления прежней отметки. Воду доливают в заливное отверстие до нижней границы его тубуса. После того, как в аккумуляторе восполниться уровень жидкости, надо его зарядить. В заряженном АКБ следует проверить плотность электролита, которая в норме составляет 1,27(в летнее время)-1,29 г/см3(в зимнее время). Проверка плотности осуществляется ареометром. Это специальный прибор, в виде поплавка, который находится внутри стеклянной колбы. Этот поплавок указывает плотность. В сосуд набирается электролит из банок. Если плотность различна поплавок показывает различную высоту. В случае, если была произведена доливка жидкости в АКБ, то нельзя сразу измерять плотность, вода смешивается с электролитом 3-4 часа. Причем, при проведении измерений, нужно соблюдать осторожность, т. к. электролит в АКБ является серной кислотой.
Проверка ареометром: Выверните все крышки от банок АКБ. В порядке очереди наберите в сосуд электролит из каждой баночки и проверьте плотность. По таблице сверьте плотность:
Состояние | Плотность |
Заливаемый электролит | 1.26 |
Полностью заряжен | 1.270 — 1.290 |
Заряжен на 70% | 1.230 — 1.250 |
Полностью разряжен | 1.110 — 1.130 |
Проверка нагрузочной вилкой
Проверить аккумулятор нагрузочной вилкой можно в 2 этапа. 1) Руководствуясь инструкцией к прибору, измерить напряжение на клеммах батареи без включения сопротивлений нагрузки. Для этого нужно, чтобы на АКБ перестал поступать ток заряда от устройства зарядки или подождать прошествия 6-7 часов после заглушки двигателя. Далее взять прибор без включения спиралей и соединить его зажим со знаком «+» с клеммой АКБ «+». Далее штырем со знаком «-» на поверхности устройства коснуться клеммы АКБ со знаком «-» и посмотреть показания вольтметра. Первый этап пройден, можно отсоединить прибор. Проверка напряжения разомкнутой цепочки аккумулятора выполнена и теперь можно сверить полученные данные с табличными значениями.
Показания вольтметра, В | Уровень зарядки акк. % |
12,6-12,9 | 100 |
12,3-12,6 | 75 |
12,1-12,3 | 50 |
11,8-12,1 | 25 |
11,5-11,8 | 0 |
По результатам первого этапа можно выявить степень заряженности АКБ. Если с полученными данными все нормально и аккумулятор полностью заряжен, то можно переходить ко второму этапу замера – с нагрузкой.
2) Руководствуясь инструкцией к прибору, следует подключить требуемую нагрузку и произвести те же действия, что и на первом этапе. Отличие состоит лишь в том, что теперь устройство должно работать 5 секунд и замер нужно сделать на пятой секунде. Подключаемая нагрузка, сравнима с пусковым током двигателями, поэтому в момент соприкасания штыря и отрицательной клеммы АКБ, действующая батарея будет чуть «искрить».
Имейте в виду, что в момент измерения штырь нагрузочной вилки нагреется, поэтому его не рекомендуется трогать руками между замерами, а выдержать интервал в 3-5 минут. Пробки аккумулятора должны быть закручены во время всех манипуляций.
Если при замере вышло значение вольтметра больше 9 Вольт, то батарея находится в отличном состоянии. Если значение занижено, то следует провести обслуживание аккумулятора, зарядить его и сделать контрольный замер. Если все манипуляции бесполезны, то АКБ следует сменить.
к содержанию ↑Часто применять данный метод нельзя, т. к. это сказывается на общем состоянии аккумулятора и может навредить ему из-за определенной нагрузки.
Проверка тестером аккумулятора
Данный метод проверки аккумулятора осуществляется, если машину заглушили несколько часов назад, при температуре +15 — +25. Итак:
1) Подключить провода: шнур черного цвета в СОМ, шнур красного цвета в V;
2) Ставим переключатель в позицию V;
3) Подключиться к клеммам аккумулятора и произвести замер;
Работа с ручным мультиметром.
1) Установить режим измерения 20 V;
2) Подсоединить красный провод в V, а черный провод в COM;
3) Подключить провода к АКБ и сделать замер;
4) Черный шнур подключить к минусовой клемме АКБ. Красный шнур подключить к плюсовой клемме АКБ. Посмотреть на экран тестера и запомнить показания. Отключить шнуры от клемм и выключить тестер.
Полученные значения:
- 5 – 12.7 – оптимальный заряд для батареи без нагрузки;
- 0 – 12.5 – заряд на 60%, недостаток;
- 5 – 12.0 – заряд на 30%
- 0 – 11.5 – заряд меньше 10%
Данные вольтажа приведены для АКБ с температурой 20 градусов. При его остывании напряжение также падает. Это нормально.
Нельзя измерять ток между клеммами АКБ, последствия могут быть весьма плачевными.
Как делать нельзя!
Подсоединять щупы таким образом:
И проводить замер:
Если произвести такие действия, то тестер подороже, еще будет сопротивляться, а тот, что подешевле сломается.
Помните, что ЭДС аккумулятора может служить, лишь для измерения степени заряженности, но никогда не технического состояния и емкости.
Мы изложили несколько подробных способов проверки аккумулятора. Если хотите увидеть весь процесс наглядно, советуем просмотреть следующие видео: