- По каким параметрам выбирают аккумулятор
- Где находится информация о весе
- Какие аккумуляторы самые тяжелые
- Основные составляющие веса
- Корпус (оболочка)
- Пластины на основе свинца
- Электролит
- Вес автомобильного аккумулятора с электролитом
- Сколько весит аккумулятор легкового автомобиля
- Соотношение веса составляющих АКБ
- Показатели веса разных типов АКБ
- 35 А-ч
- 55 ампер в час
- 60 а/ч
- 75 ампер/час
- 90 а/ч
- 190 ампер в час
- 225 ампер/час
- Таблица массы аккумуляторов в зависимости от мощности
По каким параметрам выбирают аккумулятор
При выборе аккумуляторной батареи обычно учитываются такие параметры, как ёмкость, пусковой ток, размеры, полярность. Вес автомобильного аккумулятора не оказывает непосредственного влияния на выбор, но знать эту величину будет полезно в некоторых ситуациях.
К примеру, вес автомобильного аккумулятора вам может пригодиться, если вы планируете переместить аккумулятор со штатного места на какое-нибудь другое. Допустим, вы затеяли тюнинг. В этом случае полезно будет знать, сколько весит автомобильный аккумулятор для того, чтобы рассчитать нагрузку на элементы конструкции авто и подобрать крепёж для его фиксации. Масса АКБ пригодится, если вам требуется перенести батарею на приличное расстояние. Зная вес, вы сможете прикинуть, какие приспособления вам для этого потребуются.
к содержанию ↑Где находится информация о весе
Вес аккумулятора не является параметром, непосредственно определяющим потребительские качества свинцово-кислотного аккумулятора, поэтому не все производители указывают его на шильдике или в сопроводительной документации на АКБ. Но некоторые все же упоминают и эту характеристику – надо поискать ее среди остальных данных.
По выбору производителя, вес может быть указан для «сухого» аккумулятора (не заправленного электролитом), а может сообщаться для полностью снаряженного – с залитым раствором серной кислоты. Стандарты это не регламентируют.
Вес батареи может быть указан на шильдике.
Если производителем весовые характеристики не предоставлены, взвешивать источник питания придется самостоятельно. Существует и другой способ – определить массу по таблицам. Это бывает необходимо для проверки соответствия заявленных характеристик реальным — недобросовестные производители могут декларировать завышенные параметры, но законы физики не обмануть. Весовые параметры должны коррелировать с электрическими. Современные технологии пока не позволяют создавать емкие и мощные батареи с небольшим весом. А значит, чем выше энергетические характеристики АКБ, тем она должна быть тяжелее.
к содержанию ↑Какие аккумуляторы самые тяжелые
Вес аккумулятора зависит от материалов, из которых он изготовлен. Так, одними из самых тяжелых являются свинцово-кислотные аккумуляторы, ведь плотность чистого свинца составляет 11,37 г/см3. Из относительно распространенных материалов тяжелее свинца являются вольфрам, золото, платина, ртуть, тантал. Часть активной массы составляет оксид свинца PbO2, его удельный вес чуть ниже (9,4 г/см3), но он составляет относительно небольшую долю по объему.
Плотность других материалов, применяемых для создания аккумуляторов:
- никель – 8,9 г/см3;
- кадмий – 8,64 г/см3;
- литий – 0,53 г/см3 (почти вдвое легче воды!)
Конечно, в аккумуляторах металлы в чистом виде не применяются. Они используются в виде соединений или с легирующими добавками. Но все равно, общее представление об относительных весах батарей, изготовленных по разным технологиям, можно получить исходя из свойств этих материалов.
Почему для автомобилей применяются, в основном, свинцово-кислотные АКБ, несмотря на их большую массу? Основных причин две:
- Батареи на основе свинца больше всего приспособлены для работы в составе бортсети автомобиля (большие пусковые токи, широкий диапазон температур, относительно низкая чувствительность к перезарядам и глубоким разрядам и т.п.) и имеют относительно низкую стоимость.
- Выигрыш нескольких килограмм некритичен как для легковых, так и для грузовых автомобилей — тяга двигателя имеет запас, для которого такой небольшой излишек массы практически незаметен, и преимущества свинцовой АКБ перевешивают (и в буквальном смысле тоже).
Вторая причина не относится к гоночным или раллийным машинам – в этой категории на счету каждый грамм. В этой ситуации масса имеет значение даже для таких тяжеловесов, как «Камаз».
«Камаз» — участник ралли.
Там, где масса имеет важное значение, обычно применяются литий-ионные аккумуляторы (с учетом прочих достоинств, присущим батареям этого типа). Например, в смартфонах, ноутбуках и других переносных устройствах.
Весовые показатели также зависят от электрических, вернее, определяют их. Емкость батареи, ее токоотдача и другие энергетические показатели зависят, при прочих равных условиях, от площади, на которой происходят электрохимические реакции, а эта площадь зависит от размера пластин.
Свинцовые пластины аккумулятора.
Чем больше пластины, тем они больше весят. И тем больше надо электролита, плотность которого, кстати, побольше, чем у воды. А еще аккумулятору нужен прочный пластиковый корпус, способный выдержать вес веществ, участвующих в реакции.
Удельный вес кислотного электролита составляет 1,27..1,28 г/см3
Современные аккумуляторы также производят по технологиям AGM, EFB и GEL. У батарей AGM электролита немного меньше, зато сепараторы изготовлены из стекловолокна, которое имеет плотность примерно 2,4..2,6 г/см3, то есть, примерно в два раза больше, чем у жидкого реагента. Поэтому такие АКБ еще тяжелее. Также немного больший вес имеют и аккумуляторы EFB (за счет пакетов из того же стекловолокна), а гелевые АКБ заметно тяжелее за счет большей плотности загущенного электролита.
к содержанию ↑Основные составляющие веса
К основным составляющим, определяющим сколько весят автомобильные аккумуляторы, относят:
- Корпус изделия.
- Расположенные внутри его свинцовые пластины.
- Электролит, заливаемый в полости АКБ.
Рассмотрим каждую из составляющих автомобильных батарей более подробно.
к содержанию ↑Корпус (оболочка)
Первый элемент из приведенного выше перечня – корпус, изготавливаемый на основе полипропилена или эбонита. По своему функциональному назначению – это резервуар, в который заливается электролитический раствор. Конструкцией современных автомобильных АКБ предусмотрено его разделение на несколько ячеек, в которых располагаются комплекты из положительных и отрицательных электродных пластин.
Дополнительная информация: Последние изготавливаются в виде свинцовых решеток, погруженных в электролитический раствор и разделенных специальными сепараторами.
Изолирование пластин необходимо для того, чтобы предотвратить электрическое замыкание элементов разрядной цепи и выход аккумулятора из строя.
В верхней части АКБ легкового автомобиля имеется крышка, приваренная к основанию и защищающая прибор от механических повреждений. В некоторых моделях в ней предусмотрены отверстия для отвода газов, образующихся в результате химической реакции.
к содержанию ↑Пластины на основе свинца
Известно множество конструкций аккумуляторных батарей, но чаще всего они изготавливаются на основе пластин из свинцовых сплавов, залитых раствором серной кислоты.
Свинец, как известно, отличается высокой плотностью и большим удельным весом. Именно это его свойство делает аккумуляторы для легковых автомобилей такими тяжелыми. Электролитический раствор также «вносит свой вклад» в общий вес автомобильных аккумуляторов.
к содержанию ↑Электролит
Заполняющий корпус состав представляет собой раствор серной кислоты, в определенной пропорции разбавленный дистиллированной водой. Его плотность постоянно меняется; она зависит от температуры окружающего воздуха и степени разряженности АКБ.
Важно! В полностью заряженном приборе этот показатель должен быть в пределах 1,127-1,300 г/см³.
При эксплуатации аккумуляторных батарей в электролите происходит химическая реакция, результат которой – расход серной кислоты и заметное снижение плотности. Масса АКБ при этом несколько снижается.
к содержанию ↑Вес автомобильного аккумулятора с электролитом
Измерить вес автомобильного аккумулятора, конечно, можно, воспользовавшись специальными весами. Но опираться на эти показатели, рассчитывая сдать использованную АКБ перекупщикам, не стоит, так как последним интересны в основном свинцовые пластины. Поэтому, чтобы рассчитать приблизительную массу батареи самостоятельно, стоит вспомнить её устройство:
- Автомобильные аккумуляторы заключаются в пластиковые корпуса. Материал этот лёгкий, и доля его веса составляет не больше 5–8 % от общей массы.
- Электролит – смесь серной кислоты с водой, которой заправляют автомобильные батареи. Для заправки АКБ такой жидкости требуется немало, а значит, её вес составляет солидную долю. В среднем это от 15 до 20 % от общей массы.
- Свинцовые пластины за минусом веса корпуса и электрохимической жидкости составляют основной вес батарей – до 70–80 %.
В отдельных случаях заявленная производителем масса АКБ не соответствует действительности. К примеру, вы измерили, сколько весит аккумулятор 75 А/ч, а полученный результат не совпал со значением, указанным на этикетке детали. Пугаться такого не стоит, так как это свидетельствует лишь о том, что производитель вносил изменения в производство и увеличил толщину свинцовых пластин, вследствие чего поменялась и общая масса. Но большинство АКБ по весу укладываются в стандартные параметры.
к содержанию ↑Сколько весит аккумулятор легкового автомобиля
Новые автомобили всегда поступают в продажу в комплекте со свинцовым аккумулятором, вес которого строго нормирован. Производитель устанавливает в машину определенный тип аккумуляторных батарей, оптимально подходящий для нее и рассчитанный на фиксированную нагрузку. Емкость и токовые характеристики изделий под общим обозначением 6СТ подбираются таким образом, чтобы они соответствовали параметрам встроенного генератора. Вот почему еще до приобретения нового прибора специалисты советуют ознакомиться с рекомендациями производителей авто, касающимися подходящего для него образца АКБ.
У многих пользователей возникает желание установить аккумулятор большей емкости с целью продлить срок его эксплуатации. В принципе, сделать это допускается без какой-либо опасности для автомобиля. Но при этом нужно иметь в виду следующее:
- встроенный в машину генератор не сможет полноценно заряжать такой АКБ, так как он не рассчитан на повышенную мощность отдачи;
- это приведет к быстрой десульфатации свинцовых пластин и к последующей за этим потере емкости;
- постоянная эксплуатация не до конца заряженной батареи приводит к ускоренному разложению рабочих пластинок.
То есть вместо ожидаемых преимуществ пользователь получает одни минусы. Во-первых, он затратит больше денег, чем на АКБ меньшей массы, а во-вторых – вес автомобиля увеличится. Да и таскать тяжелый прибор при необходимости его переноски домой, например – занятие не из приятных.
Обратите внимание: Выбор аккумуляторов меньшего веса и емкости также приводит к ускоренному разрушению пластин АКБ.
Узнать сколько весит аккумулятор автомобильный на 60 А/часов, например, можно по маркировке этого прибора. Важно учитывать, что производители указывают массу «сухого» АКБ (без электролита). Чтобы определить полное значение этого показателя – следует добавить к указанной на маркировке цифре около 2,5 кг.
к содержанию ↑Соотношение веса составляющих АКБ
Несмотря на то, что пластины и электролит занимают по объему сравнимое пространство, наибольшая часть веса аккумулятора приходится на свинец. Это объясняется разницей плотностей – удельный вес свинца примерно в 10 раз выше, чем у раствора серной кислоты в воде. Пластины, перемычки и клеммы в общей сложности составляют около 80% массы аккумулятора. Электролит обычно занимает 17..19% (до 20%) общего веса.
Корпус изготавливается из прочного, но относительно легкого пластика. На его долю приходится 1..3% от общей массы АКБ. Зная эти цифры, можно вычислить вес полного аккумулятора, взвесив сухой, или наоборот – сколько будет весить батарея после полного слива электролита.
Устройство АКБ и ее компоненты, влияющие на весовые характеристики.
Показатели веса разных типов АКБ
Средний вес стартерного аккумулятора составляет от 15 до 50 кг и является одним из показателей его качества. Масса АКБ может не соответствовать заявленной:
- при нарушениях, допущенных в ходе сборки (недостаточное количество пластин);
- изменении уровня электролита (при хранении или эксплуатации).
Одним из главных факторов, влияющих на этот показатель, является емкость. Чем она выше, тем больший вес имеет батарея. Например, аккумулятор от КАМАЗа будет намного тяжелее АКБ легковой машины.
Для некоторых типов аккумуляторов недопустимы полные разрядки, из-за которых у них может начаться образование сульфатов и резкая потеря ёмкости.
35 А-ч
Самая маленькая ёмкость АКБ не делают батарею худшей – отличные показатели, стойкость к погодным условиям позволяют заводить транспорт в любую погоду. Самый лёгкий АКБ из рассматриваемых.
Вес составляет от 8.7 (без электролита) до 10.2 (с электролитом) кг.
55 ампер в час
Аккумуляторы этой емкости установлены на 65-70% всех автомобилей. В среднем они весят 13-16 кг. Эксплуатируются преимущественно на бензиновом транспорте со стандартной комплектацией. Их размеры: 242×175×190 мм, где 242 — это длина, 175 — высота и 190 мм — ширина.
60 а/ч
Еще одна распространенная разновидность стартерных АКБ, которые устанавливаются на автомобили с объемом двигателя 1,6-2 л. С увеличением емкости их вес увеличивается примерно на 10% и составляет от 17 до 18 кг. Средние габаритные размеры: 242×175×190 мм
75 ампер/час
Эксплуатируются на мощных бензиновых авто и дизелях. Подходят для автомобилей с богатой электроэкипировкой. Такие модели содержат большее количество электролитического раствора и свинца и весят около 22-24 килограммов. Их размеры в среднем составляют: 278 х 175 х 1902 мм.
Для каждого типа автомобиля соответствует своя ёмкость аккумулятора.
90 а/ч
Эти источники электропитания устанавливаются на грузовой транспорт и строительную технику и весят примерно 27-30 кг. Также их применяют для комплектации автомобилей с двигателями большой мощности.
190 ампер в час
Одна из самых тяжелых разновидностей, использующаяся на транспорте с высокой грузоподъемностью. Иногда их можно встретить на суднах. Их вес достигает 43-45 кг. Они отличаются своими более массивными параметрами, составляющими в среднем 513 x 223 x 225 мм.
225 ампер/час
Тяжелые АКБ, которые применяют для комплектации фур, тягачей, автопоездов, мощной сельскохозяйственной техники и транспорта специального назначения. Они весят 45-53 кг и имеют размеры 518 x 274 x 240 мм.
Таблица массы аккумуляторов в зависимости от мощности
В таблице приведен средний вес (точное значение определяется конструкцией аккумулятора) стартерных автомобильных батарей в зависимости от емкости в ампер*часах. Для каждого значения приведены две цифры – «сухой» вес (без жидкого реагента) и вес АКБ с электролитом. Небольшие колебания плотности раствора серной кислоты в воде в зависимости от уровня заряда никакого влияния не имеют – излишек при разряде уходит в сульфат свинца (закон сохранения массы действует неукоснительно). При испарении воды из электролита происходит увеличение плотности жидкости, но уменьшается объем реагента. На общем фоне эти колебания составляют доли процентов, поэтому на практике вряд ли понадобится их учитывать.
Заявленная емкость, А*ч | «Сухая» масса, кг | Масса полностью заправленной батареи, кг |
55 | 12,2 | 14,5 |
60 | 13,3 | 15,35 |
62 | 13,6 | 15,7 |
65 | 14,25 | 16,8 |
70 | 14,9 | 18,1 |
75 | 15,4 | 19,1 |
90 | 20,45 | 23,2 |
100 | 21,7 | 24,5 |
132 | 33,5 | 37,6 |
190 | 47,8 | 49,2 |
225 | 51,1 | 61,9 |
Знание веса батареи поможет решить и обратную задачу – рассчитать массу аккумулятора по известной емкости. Это может пригодиться при планировании перевозок партии батарей или при складировании АКБ на стеллажах. Также важен вес источника автономного питания в вопросах охраны труда – именно он определяет, можно ли снимать и переносить батареи в одиночку или вдвоем, надо ли применять специальные приспособления и т.п.
АКБ емкостью 220 А*ч весит более 50 кг.
Хотя весовые параметры и не являются характеристиками первой важности, все же знание их может оказаться полезным. Вопрос лишь в правильном использовании полученных данных.
- https://akbinfo.ru/ustrojstvo/skolko-vesit-avtomobilnyj-akkumuljator-i-ego-razmery.html
- https://Zapitka.ru/akkumulyatory/skolko-vesit
- https://FishkiElektrika.ru/ves-akkumulyatora
- https://carbatt.ru/skolko-vesyat-populyarnye-akkumulyatory-55-75-a-ch-i-drugie
- https://3batareiki.ru/akkumulyatory/avtomobilnye-akkumulyatory/skolko-vesit-akkumulyator
- http://akkuminfo.ru/vazhno/ves-akkumulyatorov