Какая клемма на аккумулятор надевается первой: почему так важна очередность, где расположен зажим (+)

Содержание статьи

Для чего отключать аккумулятор на машине

Для начала стоит определиться с тем, в каких случаях нужно снять и подключить аккумуляторную батарею к машине. В основном причины для снятия следующие:

  • Замена старой АКБ на новую;
  • Зарядка аккумулятора от сетевого зарядного устройства (не обязательно отключать);
  • Требуется обесточить бортовую сеть для проведения работ (снимать не обязательно);
  • Аккумулятор мешает подобраться к другим узлам машины при ремонте.

Для чего отключать аккумулятор на машине?

В первом случае без снятия старой АКБ и подключения новой не обойтись. Подробно про снятие и установку аккумулятора смотрите ниже. Если вам нужно зарядить аккумулятор, то желательно его снять с машины. Если не получается, то нужно хотя бы отключить клеммы. Если заряжать аккумулятор подключённым к машине, то в некоторых случаях это может отрицательно сказаться на состоянии бортового оборудования. Если снять не получается, то заряжайте АКБ не снимая с машины. Этот процесс описан в материале по ссылке.

При необходимости обесточить машину можно просто скинуть клеммы с аккумуляторной батареи. Если батарея мешает при снятии других узлов, ничего не поделаешь, придётся её снимать. Теперь о том, как снять и правильно подключить аккумуляторную батарею к машине.

к содержанию ↑

Как правильно снять аккумулятор с машины

Что вам потребуется из инструмента, чтобы снять и подключить к машине аккумулятор. Потребуется минимум:

  • Рожковый ключ 10 для откручивания клемм;
  • Ключ на 13 с воротком, чтобы снять крепление АКБ (может быть и другой в зависимости от крепления вашей батареи).

Внимание! При проведении работ не забывайте о технике безопасности. Надевайте хлопчатобумажные перчатки. Если будете работать с электролитом, надевайте резиновые перчатки и защитные очки. На всякий случай держите при себе пищевую соду для нейтрализации кислоты.

Сам процесс предельно прост и выглядит следующим образом:

  • Ослабьте ключом «10» крепление клеммы на минусовом выводе и снимите её;
  • То же самое проделайте с клеммой плюсового вывода аккумулятора;
  • Затем снимите крепление аккумуляторной батареи и выньте её.

Хочется отметить, что сначала обязательно нужно снимать минусовую клемму. Почему? Если вы начнёте с положительного вывода, и при работе с ключом коснётесь им деталей кузова, то будет короткое замыкание.

Ещё один момент есть для автомобилей с подушками безопасности некоторых производителей. Бывает так, что при выключении зажигания на некоторых машинах, система удержания подушек безопасности ещё несколько минут остаётся в активном состоянии. Поэтому аккумулятор следует снимать через 3─5 минут. Есть ли у вас такая система, и через сколько после выключения зажигания можно снимать АКБ с машины, нужно уточнить в руководстве к своей модели авто.

Есть и ещё одна деталь. На рынке сейчас появляется много новых иномарок, которые имеют большое количество электроники на борту. Очень часто простое отключение и последующее подключение аккумулятора к машине вызывает сбой в работе бортового компьютера, охранной системы и другого оборудования. Как быть в такой ситуации? Если нужно зарядить АКБ, то это можно сделать прямо на машине. А если нужно сменить аккумулятор?

Тогда поможет портативное зарядное устройство. Такой прибор сможет не только запустить двигатель, если аккумулятор сел, но и обеспечить питанием бортовую сеть авто при отсутствии АКБ.

Портативное ЗУ с «крокодилами»

Портативное ЗУ с «крокодилами»

Портативное ЗУ для прикуривателя

Портативное ЗУ для прикуривателя

Как можно видеть на картинках выше, портативные устройства выпускаются в различных исполнениях. Если у вас зарядное устройство с «крокодилами», то перед отключением аккумуляторной батареи прицепите их к клеммам, идущим от бортовой сети машины. После этого, можете спокойно снимать аккумулятор. Бортовая сеть останется запитанной от портативного ЗУ.

В продаже можно встретить зарядки, подключаемые в прикуриватель на панели приборов машины. С такими моделями обращаться ещё проще. Подключили в прикуриватель и можно отключать АКБ. Даже не нужно возиться с «крокодилами».

После того, как батарея снята и с ней проделаны все манипуляции, пора подумать, как подключить аккумулятор к машине.

к содержанию ↑

Почему первой надо снимать минусовую клемму

В положительных сторонах автомобильной однополярной электрической схемы мы разобрались, теперь стоит упомянуть и отрицательные моменты такого метода подключения — «минус» на «массе» есть всегда, а значит если «плюс» попадет на кузов — будет короткое замыкание. Это может произойти из-за ошибки подключения проводов при ремонте проводки, обрыве «плюсовых» проводов в результате эксплуатации или от времени, или… При снятии аккумулятора.

Конечно, бортовая сеть автомобиля тщательно защищена предохранителями — в случае пробоя «плюса» на «массу» предохранитель должен обесточить часть бортовой сети с коротким замыканием. Но предохранителя между плюсовой клеммой, гаечным ключом, которым вы можете захотеть открутить первой плюсовую клемму аккумулятора, и кузовом нет.

Аккумулятор Mitsubishi Lancer Evolution IX FQ-360
Аккумулятор Mitsubishi Lancer Evolution IX FQ-360

Да, именно короткое замыкание от плюсовой клеммы на кузов через гаечный ключ («трещотку» или любой другой металлический инструмент, с помощью которого можно крутить гайки) и является наиболее частой причиной выхода из строя автомобильной электроники при снятии аккумулятора. Поэтому абсолютное большинство производителей автомобилей рекомендуют при снятии аккумулятора сначала отключать минусовую клемму. Так вы гарантированно отключаете кузов от «массы», и даже если при последующем откручивании «плюса» вы дотронетесь ключом к кузову — короткого замыкания не будет и «мозги» автомобиля не пострадают.

к содержанию ↑

Снятие аккумуляторных клемм

Снимая клеммы, вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. Поможем решать возникающие проблемы и научим избегать их в дальнейшем.

Как снимать прикипевшие клеммы

Если элементы покрыты белым налетом, значит, клеммы прикипели. Сначала пройдитесь по клеммным колодкам жесткой неметаллической щеткой.

Затем обработайте контакты смазкой WD 40 (подойдут также составы Liqui Moly или ABRO). Подденьте клемму снизу плоской отверткой, приподнимите, покачайте из стороны в сторону до момента, пока деталь снимется.

к содержанию ↑

Что делать, чтобы клеммы не прикипали

Старый добрый теплопроводный «Литол», а также «Нигрол» – лучшие средства против залипания клемм. Хорошо работает солидол и графитовая смазка, а из современной автохимии рекомендуем вещество Molykote HSC Plus.

Как правильно подключить аккумулятор к машине

Перед тем, как подключить новую или заряженную старую АКБ к машине, почистите корпус аккумулятора от грязи, пыли, масла, электролита. Можно использовать для этого ветошь или бумажные салфетки. В идеале нужно протереть корпус батареи раствором пищевой соды. Для его приготовления нужно чайную ложку пищевой соды растворить в стакане воды. Этим раствором протрите аккумулятор. Сода нейтрализует кислоту и устраняет токопроводящий слой на поверхности. Чистый аккумулятор имеет меньший саморазряд.

Следы окисления на клеммах нужно обязательно убрать

Следы окисления на клеммах нужно обязательно убрать
Выводы аккумулятора батареи часто окисляются, из-за чего нарушается полноценный контакт с клеммами, возникают паразитные токи, и происходит нагрев. Поэтому перед подключением аккумулятора к машине, почистите выводы АКБ мелкой наждачной бумагой. Некоторые специалисты рекомендуют потереть их куском древесины. Также следует зачистить клеммы, подключаемые к выводам батареи.

Затем ставите аккумулятор на своё место и фиксируете его там при помощи креплений. АКБ различного форм-фактора фиксируются по-разному.

Аккумуляторы европейского типоразмера обычно крепятся зажимом за выступ внизу корпуса. Модели азиатского типоразмера, как правило, фиксируются сверху при помощи прижимной планки.

Затем накидываете и фиксируете клемму на плюсовой вывод, затем на минусовой. Специалисты рекомендуют обрабатывать клеммы специальными антикоррозийными составами. Они выпускаются в виде смазок, аэрозолей и т. п. Такая обработка предотвратит их окисление и коррозию. Всё, аккумулятор подключён к машине. Советуем также прочитать материал о том, почему быстро садится аккумулятор на машине.

к содержанию ↑

Очередность надевания клеммы на аккумулятор

Аккумулятор
При подключении аккумуляторной батареи необходимо соблюдать очередность надевания разъемов. Для этого:

  1. Необходимо удалить все загрязнения с клемм.
  2. Очистить их от коррозии.
  3. Затереть клеммы с помощью мелкой наждачки.
  4. Произвести обработку с помощью солидола либо силиконовой смазки.

Определив полярность, размещаем аккумуляторную батарею (при этом разъемы подсоединения к сети электропитания машины должны не пересекаться и с точностью доставать до своих предназначенных им мест подключения).

Далее производим надевание плотничком на разъем (+), затем производим зажим.

Приведем 2 основных метода зажимания:

  1. Болтовое соединение (для этого подойдет ключ 10).
  2. Гайкой-«барашком» (диаметр которой должен быть max).

Когда разъем (+) основательно закреплен, начинаем надевать разъем со знаком «минус».

к содержанию ↑

Где расположен зажим (+)

Расположение зажима
Разъемные устройства (+ и -) на аккумуляторе имеют прямое или европейское расположение, а также обратное, т.е азиатское.

Если при приобретении АКБ вы не обратили особого внимания на такую особенность, то не стоит отчаиваться: эту полярность можно посмотреть на корпусе элемента питания. Там она будет прописана с помощью обозначений.

Положительный разъем будет (+), а отрицательный, соответственно, (-). На корпус прибора надписи наносятся рельефным способом, чтобы даже в темное время суток их можно бы было определить.

Помимо этого, у положительного диаметр намного больше, чем у отрицательного.

Если в спешке пытаться поставить минусовой разъем на положительную клемму, то он просто-напросто не налезет на нее (либо же натянется с очень большим трудом).

Стоит отметить, что диаметр европейской положительной клеммы будет равен 19,5, а азиатской – 12,7. Отрицательному зажиму соответствуют параметры поменьше: d(ЕВРОПА)=17,9 и d(АЗИЯ)=11,1.

Силовой провод, который тянется к клемме (+), бывает красным, изоляционным. Еще его отличие кроется в толщине.

к содержанию ↑

Схемы расположения клемм по полярности

Существует шесть вариантов схем расположения клемм, на которые одеваются наконечники проводов. Все они приведены на рисунке ниже:

Расположение клемм на аккумуляторе
Расположение клемм аккумулятора

Для каждой из них придуманы названия, которые в порядке обзора слева направо выглядят так:

  1. Обратное расположение.
  2. Прямое размещение.
  3. Диагональное положение.
  4. Прямое с боковым расположением.
  5. Обратное с тем же боковым расположением.
  6. Универсальное.

Основные типы аккумуляторных клемм представлены на рисунке ниже.

Как подключить аккумулятор к машине

При описании конструкции и вида конкретной клеммы, как правило, указывается типоразмер используемого болта или гайки. Так, например, обозначение клеммы G-M6 означает, что в ней применяется болт М6.

При описании конструкции и вида конкретной клеммы, как правило, указывается типоразмер используемого болта или гайки. Так, например, обозначение клеммы G-M6 означает, что в ней применяется болт М6.

к содержанию ↑

Как отличить «плюс» от «минуса» если нет обозначений

У некоторых автолюбителей помимо вопроса очередности отключения клемм могут возникнуть сложности с тем, как отличить минусовую клемму аккумулятора от плюсовой. Особенно если на аккумуляторе или его крышке нет никаких обозначений (что сегодня редкость, так как согласно европейским стандартам АКБ обязана иметь обозначения полярности, причем надпись должна быть рельефная, чтобы можно было даже при плохом освещении понять, где «плюс», где «минус»). Рассказываем, как определить полярность аккумуляторной батареи.

к содержанию ↑

По размерам клемм

Плюсовая клемма почти всегда большего размера, поэтому «плюс» от «минуса» можно отличить визуально, если есть доступ к обоим выводам. Если «на глазок» это не получается сделать — возьмите любой измерительный инструмент, или подручное средство (например, спичку или маленькую веточку).

Визуально хорошо видно, что клемма
Визуально хорошо видно, что клемма «плюса» (справа) больше «минуса» (слева)

Но рекомендуем сначала еще раз убедиться, что обозначений «плюса» и «минуса» нет ни на одной из клемм, на защитных клеммных колпачках или на декоративных крышках. Где-то это должно быть помечено. Иногда используется цветовое обозначение — красным помечают «плюсовой» вывод АКБ, синим — «минусовой».

к содержанию ↑

С помощью мультиметра

Этот инструмент незаменимый помощник при диагностике автомобильной электрики, а учитывая невысокую его стоимость мультиметр желательно иметь всем автовладельцам, которые планируют что-то ремонтировать самостоятельно.

Проверка аккумулятора мультиметром
Проверка аккумулятора мультиметром

Настройки мультиметра следующие. Черный щуп — в гнездо COM (отрицательный полюс), красный щуп – в гнездо VΩmA (положительный полюс). Диапазон измерения — 20 В для секции постоянного тока (под буквой V на мультиметре будут две прямые полосы или же эта секция будет обозначена как DCV — direct current voltage — напряжение постоянного тока). Подключаем щупы к аккумулятору в любом порядке, на дисплее мультиметра отобразится напряжение в вольтах.

  • Если значение на дисплее положительное (примерно 12 В), значит щупы подключены правильно (чёрный провод на «минус», красный на «плюс»);
  • Если значение на дисплее отрицательное (примерно -12 В), значит щупы подключены неправильно (чёрный провод на «плюс», красный на «минус»).

Проверка аккумулятора мультиметром
Проверка аккумулятора мультиметром

На изображении выше наглядно показан пример правильного подключения, когда красный щуп мультиметра подключен к положительной клемме аккумулятора, а чёрный — к отрицательной.

к содержанию ↑

Лампой накаливания и проводом

Если под рукой есть любой провод (желательно — медный) и лампа накаливания, рассчитанная на напряжение в 12 В (подойдет, например, лампочка от габаритных огней автомобиля, или салонного светильника), то с помощью этого нехитрого набора тоже легко понять, где какая клемма.

Для этого к цоколю лампы необходимо прикрутить один конец медного провода, а другой его конец посадить на массу (кузов), прикрутив к любому некрашеному металлическому элементу на кузове (и не из цветного металла). После этого нижней частью лампочки («пятачком») нужно поочередно дотронуться до клемм аккумулятора. Где лампочка загорится — там и плюс. Если лампочка не загорается — возможно плохо выбрана точка массы на кузове (попробуйте другие места), или аккумулятор полностью разряжен.

Лампа накаливания
Лампа накаливания

к содержанию ↑

Что делать в нестандартных ситуациях

Не всегда все идет гладко и по инструкции. Металлы имеют свойство корродировать и разрушаться. Батареи стареют, теряют ресурс. Если даже делать все по инструкции, не факт, что при установке аккумулятора не будет проблем.

Заржавевшее крепление

Крепления могут заржаветь, и ослабить (затянуть) винты сразу может не получиться. Эта проблема, скорее всего, даст о себе знать еще при снятии аккумулятора, но не всегда. Если между демонтажом и монтажом прошло достаточно много времени, то столкнуться с затруднением можно и при установке АКБ. Излишнее усилие здесь прикладывать не надо – можно «слизать» грани застрявшей гайки, тогда проблема только усугубится. Лучше всего воспользоваться химическими методами.

В автомобильных магазинах продаются средства различных брендов под общим названием «Жидкий ключ». Можно купить такой аэрозоль и применить его согласно инструкции. В большинстве случаев резьбовые соединения легко открутятся или затянутся.

Правила подключения аккумулятора к автомобилю
Средство «Жидкий ключ».

Менее эффективно, но вполне приемлемо действует широко распространенный состав WD-40, представляющий собой, в основном, раствор легких масел в керосине. За счет этого средство имеет высокую проникающую способность, хорошо приникает в резьбу. Но потребуется некоторое время после нанесения, иногда довольно длительное.

Правила подключения аккумулятора к автомобилю
WD-40.

Если специальных составов под рукой нет, можно воспользоваться и другими веществами:

  • керосином;
  • тормозной жидкостью;
  • кислотой;
  • другими составами или веществами.

Кислоту лучше применять не самую активную (лимонную, фосфорную и т.п.), но в гараже зачастую проще найти серную – ее раствор служит электролитом. В этом случае важно не передержать ржавую резьбу в кислоте, чтобы не начал разъедаться металл.

Прогревать резьбу, чтобы открутить гайку, не стоит – паяльником сложно прогреть довольно массивную металлическую конструкцию, а горелкой трудно получить локальный прогрев. Можно расплавить материал корпуса аккумулятора.

к содержанию ↑

Поврежденные клеммы

Клеммы аккумулятора выполняют из мягкого свинцового сплава. Их можно повредить даже не очень большим физическим воздействием. Кроме этого, они могут подвергаться коррозии, а после зачистки может оказаться, что образовавшиеся раковины на поверхности очень велики и снижают площадь контакта с зажимами бортсети, или вообще невозможно зажать терминал провода.

Правила подключения аккумулятора к автомобилю
Поврежденная клемма батареи.

В такой ситуации раковины можно попытаться запаять, залив их припоем с высоким содержанием свинца (ПОС-30 или подобным). Понадобится паяльник помощнее (80, а лучше 100 или больше ватт) и флюс на основе канифоли. Покрытую флюсом клемму прогревают и заливают раковины припоем. Потом терминал надо обработать напильником для придания первоначальной формы.

Правила подключения аккумулятора к автомобилю
Наплавка вывода аккумулятора.

Если повреждение серьезнее или вывод при демонтаже обломился полностью, то придется сделать оправку по форме исправной клеммы. Оправку надо надеть на остаток вывода батареи, наполнить кусочками припоя и твердого флюса и прогреть с помощью мощного паяльника или горелки. После расплавления и последующего затвердевания припоя оправка снимается, клемме придается нужная форма.

к содержанию ↑

Какие последствия ожидают вас при неправильной очередности подключения

При неправильной очередности подсоединения разъемов, но с соблюдением всех мер безопасности, в принципе? теоретически ничего опасного произойти не может.

Однако на практике! Установив сначала клемму (-), закрепим ее ключом. Затем закоротим с помощью ключа вторую (+) на автомобильный кузов.

В результате, вырвется ток с огромной скоростью и произойдет замыкание небывалой силы, которое повлечет за собой следующие не очень приятные события:

  • разгерметизацию аккумулятора;
  • разрушение пластин аккумуляторной батареи;
  • полный выход элемента питания из рабочего строя;
  • возникновение угрозы для здоровья;
  • появление опасности для автомобиля и всех его составляющих.
к содержанию ↑

Заведется ли машина, если неправильно подключить аккумулятор

Перепутал клеммы

Зададимся вопросом, что случится, если все-таки аккумулятор подключили в машину наоборот по контактам? Последствия будут разными, если перепутали подключение на работающем двигателе и на выключенном зажигании. Если двигатель в работе, сгорит диодный мост и другая электроника. Современные автомобили имеют защиту «от дурака».

Случилось, выполнили переполюсовку на отключенном двигателе, сгорит магнитола, усилитель и другие второстепенные потребители. Иногда выручают перегоревшие предохранители. Если неправильно подключил аккумулятор, бед будет тем меньше, чем быстрее разорвал соединение машины с источником энергии.

Сейчас многие пользуются переносным ЗУ. При этом аккумулятор подзаряжают, не снимая с машины. Важно подключить зарядку к батарее правильно, не допустив переполюсовки. Здесь ошибиться в соединении намного легче. Быстроразъемные контакты в виде “крокодилов” подойдут к любому выходу. Как отреагируют приборы?

В ЗУ заводского изготовления установлены предохранители, которые не позволят совершить ошибку. Незащищенные ЗУ при подключении образуют с батареей трансформаторную пару, неправильное подключение будет сопровождаться гулом. Если не остановить зарядку, произойдет переполюсовка АКБ. Чтобы исправить ситуацию, нужно как можно быстрее разрядить аккумулятор в ноль и зарядить правильно. Чтобы не решать рукотворные проблемы, нужно знать, как правильно подключать зарядку к АКБ машины.

Если зарядное устройство работает от сети, АКБ из машины приходится демонтировать. Зарядка продолжается 8-12 часов, в прохладном проветриваемом помещении. Перед тем как подключить зарядку, нужно убедиться, что уровень электролита и его плотность соответствуют норме. На обслуживаемом аккумуляторе снять пробки. Установить зарядный ток.

к содержанию ↑

Почему нельзя допускать касания снятой «плюсовой» клеммы к металлу

Это правило касается не только случаев, когда «плюсовая» клемма из-за незнания или невнимательности снимается с АКБ первой. Даже когда все делается правильно, и «минусовая» клемма была снята первой, «плюсовой» все равно нельзя касаться «массы», то есть металлических деталей автомобиля.

Многие скажут – да что может случиться? Ведь аккумулятор уже отключен. Бортовая сеть обесточена, а значит полностью безопасна. Отнюдь. Дело все в том, что некоторые электронные приборы, которые невозможно физически быстро отсоединить от бортовой сети, могут содержать в себе конденсаторы. А это такие радиодетали, в которых может оставаться некое количество электрического заряда.

Так вот, когда при наличии в сети не до конца разряженных конденсаторов «плюсовая» клемма касается к «массе», цепь замыкается. Происходит скачок тока и напряжения уже при полностью отключенной АКБ. Скачки эти не всегда ощутимые. Но бывает и так, что подобные действия приводят к перегоранию предохранителей и даже к выходу из строя незащищенной электроники.

Особенно энергоемкие конденсаторы находятся в серьезных акустических системах. Там они за счет способности мгновенно заряжаться и разряжаться сглаживают пульсации и фильтруют звуковые частоты. Все вместе (с теми, которые есть в других приборах) они могут отдать неслабое напряжение и ток.

к содержанию ↑

Как восстановить настройки после подключения аккумулятора

В некоторых автомобилях после переподключения аккумуляторной батареи происходит обнуление настроек бортового компьютера, автомагнитолы, других электронных устройств и дополнительного оборудования. Возможно появление сообщения об ошибках на приборной панели.

В таком случае необходимо подключить авто к диагностическому сканеру, считать и удалить все ошибки. Как правило, ошибки, связанные с низким напряжением бортовой сети, после этого удалятся. Другие настройки, например автомагнитолы, придется восстанавливать вручную.

к содержанию ↑

Меры предосторожности

Из вентиляционных отверстий аккумулятора выделяется взрывоопасный водород, поэтому не курите возле прибора, не пользуйтесь открытым огнем.

Избегайте попадания на кожу и одежду кислоты из аккумуляторной батареи. Если это произошло, нейтрализуйте химический ожог раствором пищевой соды. Рабочее вещество из щелочных АКБ смойте 10-процентным раствором уксуса или разведенной в воде лимонной кислотой.

Не забывайте о немалом весе прибора: извлекайте корпус за ручку, поддерживая агрегат снизу.

Источники

  • https://akbinfo.ru/stati/kak-podkljuchit-akkumuljator-k-mashine.html
  • https://dr1ver.ru/15333-kakuyu-klemmu-pervoj-snimat-s-akkumulyatora.html
  • https://avtoshark.com/article/repairs/engine-repairs/kak-snyat-akkumulyator-s-mashiny/
  • https://proakkym.info/akkumulyatory/kakuyu-klemmu-na-akkumulyator-nadevayut-pervoj
  • https://FishkiElektrika.ru/kak-podklyuchit-akkumulyator
  • https://Zapitka.ru/pitanie/avtomobilya/kak-pravilno-podklyuchit-akkumulyator
  • https://batts.pro/kak-podklyuchat-akkumulyator-k-mashine/
  • https://AutoGudok.com/article-398-kak-pravilno-otklyuchat-i-podklyuchat-akkumulyator-na-mashine.html
  • https://IstochnikiPitaniy.ru/akkumulyatory/avtomobilnye/kak-postavit.html

[свернуть]
Опубликовано: 28.09.2022
Главная » Ремонт и обслуживание » Какая клемма на аккумулятор надевается первой: почему так важна очередность, где расположен зажим (+)
Похожие статьи
Показать ещё

Комментарии запрещены.

[block id="6"]
© 2014-2024 Driving24.ru - Ремонт и обслуживание автомобилей своими руками.
Все права защищены и охраняются законом об авторских и смежных правах. Копирование материалов сайта возможно без предварительного согласования в случае установки активной индексируемой ссылки на наш сайт.
Adblock
detector